Готовим профессионалов

Версия для печатиВерсия для печати

Взгляд на систему образования сквозь призму его эффективности – тенденция последних лет, которая прослеживается не только в задачах чиновников и их отчетах, но и в беседах с самими педагогами. Конечная цель, которую преследует государство, обучая детей, это подготовка выпускников, обладающих необходимыми компетенциями и востребованных экономикой страны. В конечном итоге, эту генеральную цель преследует вся система образования, этап за этапом готовя маленького человека, который должен найти свое место на рынке труда и в обществе. Но с принятием закона о профессиональных стандартах, призванных привести в согласие требования работодателей со стандартами образовательными очевидной становится роль учреждений профессионального образования. С какими проблемами сталкиваются работники учреждений СПО и вузов, каковы перспективы развития отрасли и каковы её особенности – об этом читайте в специальном выпуске «Профсоюзной газеты».

В поле зрения профсоюза.

Исторический аспект На первый взгляд, применительно к текущей деятельности учреждений, обсуждению их проблем может показаться, что внимание профсоюзов приковано к проблемам общего образования и активистов волнуют больше всего школы и детские сады, а профессиональное образование находится как бы не в фокусе профсоюзного внимания. В действительности это не совсем так. В структуре Общероссийского профсоюза образования есть все виды и типы учреждений: первичные профсоюзные организации в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования, в техникумах и колледжах, вузах. Профсоюз уделяет серьезное внимание всем уровням образования. Ложное впечатление обусловлено и количеством работающих в отрасли людей, структурой, определенными историческими особенностями руководства сферой профессионального образования. Традиционно больше внимания уделяется самым начальным ступеням, потому что детские сады и школы – это наиболее массовые организации, к ним приковано внимание родителей, в этой сфере задействовано большее количество педагогов. Любые изменения в этой сфере затрагивают огромное количество людей, поэтому проблемы школ и садов всегда обсуждались более широко. Профсоюзу с этими уровнями образования работать не то чтобы легче, но процессы в них более понятны, здесь есть единые ориентиры.

Профессиональное же образование исторически было не совсем в фокусе Общероссийского профсоюза образования, потому что долгие годы учреждения профессионального образования имели ведомственную принадлежность. Многие учреждения подчинялись профильному министерству и ими финансировались, в их судьбе принимали участие предприятия и другие отраслевые профсоюзы. Поэтому долгие годы какие-то проблемы этих учреждений могли не подниматься: каждая отрасль была заинтересована в развитии учреждений своей профессиональной сферы, поэтому целенаправленного сравнения учреждений профобразования разных отраслей не проводилось. Например, машиностроение или металлургия, финансово устойчивые отрасли, всегда поддерживали свои учебные заведения. Даже в менее благополучных отраслях профильные министерства поддерживали профессиональное образование, потому что для любой отрасли нужно было готовить кадры.

Все изменилось, когда учреждения профессионального образования перешли в федеральное ведение и регионы утратили рычаги управления ими на отраслевом уровне, а потом были переданы в ведение Министерства образования. Что из этого получилось? Теперь развитие учреждений профобразования в отрыве от отраслей складывается труднее, потому в этом есть нарушение исторической преемственности. В Вологодской области положительным примером ведомственной принадлежности можно назвать Вологодскую Государственную молочно-хозяйственную академию, которую поддерживает Министерство сельского хозяйства, но большинство техникумов и колледжей профильного подчинения не имеют.

Реформы ради реформ?

В последние годы вся система образования пережила серьезную перестройку в ходе подготовки к введению нового закона «Об образовании в РФ» и его реализации. Ранее в России была развития система профтехучилищ начального и среднего профессионального образования, после окончания, которых выпускники имели среднее образование и профессию, и сеть учреждений СПО. После вступлению в силу нового закона «Об образовании в РФ» учреждения среднего профессионального образования вобрали в себя все бывшие профтехучилища, и теперь ведут двухступенчатое обучение рабочей профессии. Был ли этот шаг правильным, эксперты, профсоюзы, родители и выпускники смогут оценить лишь по прошествии времени. На данный момент можно констатировать лишь структурные изменения, которые коснулись и работающих в отрасли, и обучающихся. Не менее интересны процессы происходящие в Высшем образовании. Реформирование этой сферы – это и громкое внедрение болонской системы, которая до сих пор себя не оправдала, и оценка эффективности вузов по целому ряду критериев, и сокращение бюджетных мест в государственных вузах. Все нововведения имеют общую логику: на государственном уровне предпринимаются попытки осмыслить имеющееся количество студентов, эффективность их обучения. В обществе такие идеи находят крайне негативный отклик, однако руководители отрасли считают, что движутся в правильном направлении: неэффективно содержать разветвленную систему высшего образования, которая ничему не учит, а диплом о высшем образовании становится профанацией. Государство считает необходимым проверить, какое именно образование дают филиалы вузов, как государственных, так и негосударственных.

Все эти изменения пугает Общероссийский профсоюз образования не самим сокращением количества вузов. «Мы видим угрозу сохранению кадрового потенциала, потому что часть работающих в отрасли лишится работы, будет вынуждена искать новое место или переучиваться. Само же качество образования – это не чисто профсоюзный вопрос, о нем судить стоит работодателям, которые принимают на работу выпускников вузов, коллективу учебного заведения, абитуриентам и их родителям. Для этого должна быть проведена серьезная комплексная оценка с участием профессионалов и общественности», - комментирует председатель областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Светлана Павлушкова.

Одним из критериев определения эффективности вузов Министерство образования в последние годы сделало их научную деятельность в виде индексов цитирования, научных разработок и прочего. Здесь подход явно двойственный: Россия ориентируется на зарубежный опыт, но наши вузы не получают такой поддержки и не имеют таких возможностей, как зарубежные. Кроме того, ясно, что выгодные на данный момент, востребованные экономикой и поддержанные бизнесом направления будут развиваться, но кто поддержит, например, педагогическую науку?

Сокращение финансирования научных разработок в сфере педагогики или психологии, приведет к тому, что мы начнем откатываться назад в методике преподавания, осмыслении своего уровня развития. «В результате, российские педагоги ездят перенимать опыт в Финляндию и понимают, что то, чем там гордятся – это переосмысленная система советского образования. Мы же заимствуем внешние, технические аспекты образования вроде тестирования, забывая свой фундаментальный опыт, который теперь двигает вперед системы образования других стран. Да, есть новая программа развития высшего образования, которая определяет очень серьезные задачи и перспективы вузам, но коснется она только выборочного их числа. Например, область будет иметь один опорный вуз. Но что тогда будет с остальными? Если не будет серьезной финансовой поддержки вузов, они будут постепенно передаваться в ведение регионов и умирать? Это проблема и федерального, и регионального масштаба», - констатирует Светлана Павлушкова.

Результат вперед вложений

В поле зрения профсоюза – социальные гарантии обучающихся и работающих, защищенность работников и трудоустройство выпускников. И сейчас это поле традиционно широкое.

С точки зрения Профсоюза, требования экономики, работодателей, общества, соответствия профессиональным стандартам, предъявляемые к учреждениям и выпускникам учреждений профессионального образования, опережают создание достойных, комфортных условий для работы. Необходимого количества средств государство не вложило ни в пополнение материальной базы, ни обновление оборудования учреждений. Конечно, есть программы по развитию профессионального образования, гранты, вливания работодателей, которые взаимодействуют с учреждениями образования и готовят себе кадры. Но для большинства государственных учреждений этот вопрос остается по-настоящему больным.

Не менее больной вопрос – заработная плата. Ответственность за подготовку выпускников, соответствующих всем профессиональным стандартам, преподаватели техникумов, колледжей и вузов несут уже сейчас, в то же время среднюю зарплату по региону преподаватели и мастера производственного обучения системы СПО будут получать только в 2018 году. Более того, включение работников системы профессионального образования в Президентские указы – это заслуга Общероссийского Профсоюза образования. Для того, чтобы доказать, что в сфере образования работают не только учителя, а педагогические работники разных типов и видов была проведена огромная работа с Правительством РФ. «Наши работники разочарованы тем, что их повышение растянули и если учителя уже сейчас получают среднюю по региону, то работники профессионального образования ожидают этого только к 2018 году. В худшем положении в этих учреждениях оказались те, кто не являются учителями и мастерами производственного обучения, но тоже являются педагогическими работниками: социальные педагоги, инструкторы, библиотекари. Если учреждение имеет поддержку от предприятия, то есть возможность поддержать этих работников внутри учреждения, но не у всех есть такая возможность. Мы выйдем на федеральный уровень с обсуждением этой темы, потому что люди теряют в оплате труда и у них возникает серьезное чувство несправедливости и обиды в рамках одного учреждения», - говорит Светлана Павлушкова.

В целом система СПО отстает от общего образования по уровню оплаты труда. При этом ясно, что уже произошедшее увеличение состоялось во многом за счет интенсификации труда работников, а не потому что за ставку заработной платы работу преподавателя или мастера производственного обучения стали ценить дороже.

Возможности и потребности

Система СПО в области движется вперед, серьезно развивается. Об этом говорят всевозможные цифры, графики и новые виды учреждений и формы их работы. Многие руководители являются людьми творческими, инициативными и сами ищут способы вывести свои учреждения на новый уровень. Среди форм работы и договоры с базовыми организациями, которые помогают с оборудованием, переподготовкой кадров, создание на базе техникумов и колледжей ресурсных центров, в которых в том числе и региональная власть может выступать заказчиком на переобучение специалистов определенных профессий. Директора, которые не боятся внедрять у себя платные услуги, тоже двигают свои учреждения вперед – это и дополнительные доходы, и поле для развития: автошколы, обучение прикладным специальностям, в том числе для сферы услуг, IT-технологий. Интересным можно назвать опыт сетевого взаимодействия учреждений.

Для профессий, востребованных в реальном секторе экономики, есть целый ряд прекрасных возможностей для развития благодаря внедрению платных услуг и системе частно-государственного партнерства. В худшем положении оказываются учреждения, которые готовят работников для бюджетной сферы: педколледжи, вузы. Они тоже оказывают платные услуги, но доход от них не высок, потому что для таких учреждений главным заказчиком является государство, а оно не готово вкладывать дополнительные деньги в их развитие: пытается все оптимизировать и сэкономить. Это также приводит к тому, что педагогические вузы расширяют список специальностей и берут на себя непрофильные функции вроде подготовки юристов, журналистов, культурологов, менеджеров. Иногда это единственная возможность для вуза выжить. Поэтому учреждения с богатейшей историей, традициями воспитания многих поколений интеллигенции для сферы образования, находятся в самом невыигрышном положении: им трудно дополнительно поощрить педагогов, заниматься их оздоровлением.

Проблема подготовки кадров для системы СПО является даже более актуальной, чем в школе. Молодые мастера производственного обучения – гораздо большая редкость, чем молодые учителя в школе, потому что учреждений, которые бы их готовили практически нет. Выпускник педвуза и педколледжа может пойти преподавать общеобразовательные дисциплины в колледж или техникум, может адаптироваться и привыкнуть. Но если речь идет о специальных дисциплинах, то встает вопрос: где он должен быть обучен, чтобы его выпускники соответствовали всем профессиональным стандартам? Учреждения СПО также занимаются серьезным процессом воспитания детей, социальной адаптации, взаимодействуют друг с другом и проводят множество направленных на это мероприятий. Конечно, это работа тоже финансируется в недостаточном объеме, денег на неё не хватает.

Если бы они финансировались в большем объеме, то учреждения СПО могли бы больше поддерживать детей-сирот, социально незащищенные слои населения. «Для нашей областной организации важной задачей является создание профсоюзных организаций в как можно большем количестве учреждений СПО. При этом в ряде колледжей и техникумов есть сильные организации отраслевого профсоюза, которые приносят пользу их работникам. Мы вовсе не стараемся такие первички переманить к себе. С такими организациями мы сотрудничаем, заключаем договоры о взаимной поддержке на региональном уровне, и представляем интересы их работников в ходе аттестации, в вопросах повышения заработной платы, получения льгот. Наша задача состоит в том, чтобы охватить те техникумы и колледжи, где нет профсоюзных организаций или они перестали существовать из-за реформирования отрасли. Для нас важно представлять интересы этих работников, получать обратную реакцию, знать, какие проблемы являются актуальными для их учреждений – что нам нужно взять на заметку, какие позиции стоит пересмотреть Департаменту образования, Институту развития образования», - говорит о профсоюзных задачах в системе СПО Светлана Павлушкова.

Кадры: резерв или провал?

Важным аспектом является взаимосвязь профессионального образования с общим и дополнительным. Ни для кого не секрет, что в России в последние годы наблюдается серьезное перепроизводство специалистов гуманитарного профиля. Об этом говорят на всех уровнях власти, а работодатели бьют тревогу: не хватает специалистов рабочих профессий, технарей, имеющих работать с современным оборудованием. Причин несколько. И уровень преподавания точных и естественно-научных дисциплин в школе, и упадок дополнительного образования в сфере научно-технического творчества, и низкий конкурс на многие гуманитарные специальности.

Корень проблемы в том, что и в общем, и в дополнительном образовании нарастает дефицит молодые специалистов, которые могли бы по-новому детей математике, физике, химии, информатике. Начнем с того, что на учителей, к сожалению, учатся далеко не самые сильные выпускники школ, а в процессе обучения «технари» устраиваются куда угодно, только не в школу: они работают в IT-компаниях, бизнесе, торговле. «Конечно, есть замечательные учителя точных и естественных дисциплин, но большинство из них пенсионного возраста, а заменить их некому. А хотелось бы видеть в качестве этой замены молодых, умных, креативных мужчин, которые смогут обаять детей, заинтересовать своими предметами, чтобы дети их полюбили и хотели применить в жизни», - объясняет Светлана Павлушкова.

Кроме того, по её словам, долгие годы мужчины вообще не шли в педагоги из-за низкого уровня заработной платы. С повышением заработной платы по Президентским указам ситуация начала выравниваться, но не стоит забывать, что достойная зарплата в образовании – это зарплата не молодого специалиста и зарплата за работу не на одну ставку. «Справедливо, что выпускник вуза получает меньшую зарплату, чем его старший и более опытный коллега, но если человеку предложат рекламировать товар в любом крупном гипермаркете и заплатят в два раза больше, то в школу он уже не пойдет и для системы образования он будет потерян», - говорит председатель областной организации Профсоюза. Не менее остро проблема сложилась в учреждениях высшего образования.

Долгие годы, когда люди бежали из этой сферы, случилось так, что среднего поколения 30-40-летних преподавателей в вузах практически нет. При этом предполагается, что в вузах должны работать преподаватели, которые не просто выдают определенное количество учебных часов, но и развивают науку. «Если мы хотим вливания молодых профессиональных кадров, креативных, готовых вести за собой детей и студентов, то нужно думать, как их привлечь, - считает Светлана Павлушкова. – Если мы не можем сразу дать высокую заработную плату, то нужны другие способы мотивации: помощь с арендой жилья, социальное жилье, льготное кредитование. Такие социальные гарантии побуждали бы молодого специалиста остаться в школе: он знал бы, что у него есть жилье и стабильная зарплата. Для реализации этих мер нужна серьезная оценка государством возможных мер поддержки и принятие серьезных политических решений. Приток кадров в образовании должен быть постоянным и непрерывным, чтобы в сфере работали люди разных поколений, нужно понимание проблем адаптации и становления педагогов и государственная программа поддержки кадров».

Ксения Тряпина