Сохраняя старое, стремиться к новому

Версия для печатиВерсия для печати

За четыре месяца работы председателем Вологодской районной организации Профсоюза работников народного образовании и науки Алексей Львов успел немало: поездки по образовательным организациям района, участие в самых разных профсоюзных мероприятиях района и области. Как Алексей Александрович чувствует себя в новой роли и что помогает его профсоюзной адаптации, расспросила вновь избранного председателя «Профсоюзная газета».

- Алексей Александрович, как решили стать педагогом?

Мне всегда очень хотелось работать в школе. На вопрос «Кем ты будешь?» я всегда без раздумий отвечал: учителем. Всю свою жизнь я прожил в Вологодском районе. В 1994 году закончил филологический факультет Вологодского государственного педагогического университета, а после института отправился работать в Присухонскую среднюю школу Вологодского района, где отработал пять лет учителем русского языка и литературы. - Насколько ваше представление о профессии оправдалось в школе? На все 100 процентов. Я был учителем 5,6,7-х классов и классным руководителем 5-го класса, доведя до выпускного. Сейчас моим ученикам уже 32-33 года. Со многими из них я до сих пор поддерживаю отношения. Уходить куда-то у меня и мысли не было, работа мне очень нравилась. Но совершенно случайно судьба забросила в областной молодежный центр «Содружество». Несмотря на то, что все молодежные организации – пионеры, комсомольцы – уже прекратили свое существование, в области развивалось молодежное движение. Работая в школе, я даже не знал о существовании Российского Союза молодежи, детских школьных объединениях в районах. Побывал на слете молодежного актива области, увидел, что есть молодые педагоги, которые помимо своей работы в школах ещё и развивают молодежное движение в районе. Это показалось мне невероятно важным и интересным и когда поступило предложение, я одним махом решил все изменить и связать свою жизнь с молодежной политикой. В 90-ые молодежная политика всех по-настоящему интересовала, и вскоре я стал заниматься молодежью, уже работая в Администрации Вологодского района. Мы работали как с детьми, так и с работающей молодежью. И если школьники были организованы в учреждениях, то с работающей молодежью все развивалось как-то стихийно. Мы развивали движение КВН в районе, стали проходить традиционные Дни молодежи, был создан Молодежный совет, организован конкурс «Районный лидер». Тесно работали вместе с главами сельских поселений, директорами хозяйств.

- Работа в школе помогла вам сориентироваться в потребностях молодежи?

Процесс создания молодежных организаций в районе был очень своевременным. Я был инициатором проведения слета школьных объединений, который создал площадку для общения самых активных школьников района. Приятно, что этот слет прижился в районе и до сих пор проходит ежегодно в Новленской школе, как и лагерь для работающей молодежи района – МАВР (Молодежный актив Вологодского района). Такие мероприятия очень важны для закрепления молодежи на селе, в том числе и в сфере образования: общаясь лично с руководителями района, задавая вопросы, ребята чувствуют, что они нужны. В этом деле важно также внимание работодателей: даже без особенных денежных вливаний можно показать молодым специалистам, что они работают на предприятии, в организации, где о них заботятся. По своему опыту и опросам молодежи мы пытались понять, чего не хватает молодежи в районе. Конечно, у многих были довольно приземленные ответы, но на самом деле нужна была инициатива и возможность самоорганизации. Наша задача была – поддержать их инициативы. Вспоминая свои годы работы в школе, я понимал, что, несмотря на помощь старших коллег, ровесников, молодым учителям нужна была какая-то объединяющая, организующая сила. Это и возможность обсудить общие проблемы, организовать мероприятие, просто пообщаться. Сейчас поддержка, адаптация молодых педагогов – это одна из моих задач как председателя районной организации профсоюза.

- Кроме работы с молодежью у вас есть и другой опыт, ценный для профсоюзной работы?

У меня за плечами работа заместителя и исполняющего обязанности начальника управления социальной защиты населения Вологодского района. Этот опыт оказался очень полезным для меня, в том числе в перспективе профсоюзной работы. Организация отдыха и оздоровления детей, меры социальные поддержки, выплаты и пособия, компенсации и субсидии, работа с ветеранами и инвалидами – все это мне знакомо. Важно, потому что и профсоюзная работа требует знаний и их правильного применения, умения общаться с людьми, выслушать, морально подержать, направить к нужному специалисту. Поэтому работа в социальной защите меня здорово закалила, научила держать себя в тонусе и выдерживать невероятное напряжение. Мы также тесно работали с учреждениями образования, поэтому знакомиться с работодателями, перейдя на профсоюзную работу, мне, по большому счету, было не нужно – все они мне знакомы. Это же касается общения и другими социальными партнерами – администрацией района, учреждениями, сельскими поселениями.

- Как проходит адаптация в новой должности председателя районной организации Профсоюза?

Пока привыкаю, потому что сфера все-таки является новой для меня. Мне очень помогает и обком Профсоюза, и актив нашей районной организации. Большое подспорье – это костяк, который был создал Аллой Васильевной Носковой. Это умудренные опытом председатели первичных профсоюзных организаций. Поэтому мой девиз: сохраняя старое, стремиться к новому. Некоторое время у меня ушло на то, чтобы привыкнуть к формату мероприятий, ведь основа работы профсоюза – это коллективное решение, солидарные действия. Поэтому на любом совещании важно дать слово каждому участнику и услышать его. В этом кардинальное отличие профсоюзной работы от работы в органах власти, где управление осуществляется в порядке директивы. Я понимаю, что ко мне ещё присматриваются, но я открыт к общению, к инициативам, готов помочь и поддержать любые стремления наших председателей и членов Профсоюза.

- С целями и задачами, краткосрочными и долгосрочными, уже определились?

Сейчас у нас в районе 46 первичных профсоюзных организаций. Нужно понять, что наиболее востребовано педагогами в настоящий момент и двигаться в этом направлении, применяя разные формы и методы работы. С планом на 2016 год мы определимся в ближайшее время на заседании Президиума. Я планирую побывать в каждой школе: посмотреть, как работает председатель первичной организации и как оплачивается его работа, каковы условия труда, есть ли профсоюзный уголок. Если говорить глобально, то главное – это сохранить первичные организации и удержать каждого члена Профсоюза, так как в отрасли продолжаются оптимизационные мероприятия: слияние школ с детскими садами, укрупнение школ. Во многом это процесс закономерный и оправданный. Моя задача - помочь в объединении профсоюзных организаций, не потерять связь с коллективами, сдружить их. Кроме того, технический персонал передан из образовательных учреждений в отдельную организацию, где нет профсоюза. Их тоже важно не упустить. Специальная оценка условий труда – это важная и актуальная тема для наших организаций. В этом году одна из главных моих задач – помочь руководителям наладить эту работу. Без досуга и молодежной работы тоже не обойтись. Слет молодых педагогов в санатории «Новый источник», «Новогодний карнавал», «Педагогический дебют» – во всех этих мероприятиях мы приняли участие в течение нескольких месяцев, готовимся к «Профидее», хотим организовать встречу молодых педагогов – их в районе более 120 человек. На конкурсе «Педагогический дебют» я говорил директорам, что им очень повезло с теми, кто только пришел работать в школы. Молодые педагоги – смелые, уверенные в себе, быстро учатся и развиваются, перенимают опыт старших коллег и предлагают свои собственные идеи. Наша задача – помочь опериться, решить юридические проблемы, гарантии для молодых педагогов, передать просьбы главе района, решить спорные вопросы цивилизованным путем. Конечно, проблем хватает. Как человек новый, я не могу мириться с однобоким видением профсоюзной работы, которое часто встречаю со стороны работников. Профсоюз – это не только подарки на Новый год, это и правовая помощь, и переговоры с работодателем, и работа над коллективным договором и та же специальная оценка условий труда. Профсоюзная работа сложная, иногда неблагодарная, но в конечном итоге цель одна – это защита прав членов профсоюза.

Беседовала Ксения Тряпина
«Профсоюзная газета» № 2 от 28 января 2016 года