Светлана Павлушкова: «Хороший учитель – залог будущего страны»

Версия для печатиВерсия для печати

Каким должен быть настоящий педагог, какова его роль в современном обществе и как влияет модернизация отрасли на рядового учителя? Все эти вопросы регулярно становятся предметом обсуждения в профессиональном сообществе и темой досужих разговоров родителей. Накануне профессионального праздника Дня учителя «Профсоюзная газета» адресовала их педагогу и председателю областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Светлане Павлушковой. - Светлана Вадимовна, однажды Вы тоже выбрали для себя профессию учителя. Почему? Каждый человек по прошествии лет пытается проанализировать, как он делал выбор профессии, и чаще всего признается себе, что вряд ли, закончив школу, он точно представлял, кем именно хотел быть. Поэтому я тоже не могу сказать, что представляла себя в роли именно учителя, поступая в вуз, хотя для работы в этой отрасли были все предпосылки. Выбор профессии и жизненного пути был для меня очень трудным: многое было интересно и ко многому были способности – к русскому языку и литературе, математике и физике, к музыке и творчеству. В старших классах школы, когда к истории присоединились обществоведческие дисциплины, меня они, конечно, покорили и во многом определили мой выбор. Подогревали интерес к истории и студенты-практиканты из педагогического вуза, которые работали с нами в старших классах. Благодаря их заданиям, я впервые побывала в областной Бабушкинской библиотеке, открыла для себя новый мир работы с историческими документами, книгами. В итоге я стала студенткой исторического факультета Вологодского педагогического университета и никогда не жалела о своем выборе. Уверена, что если у человека есть определенные педагогические наклонности, он ощущает в себе их с детства, пытается реализовать их в общественной работе, работе с детьми. Специальность учителя я для себя и сейчас считают главной, люблю её и свои десять лет работы в школе вспоминаю, как самое замечательное время в профессии. - Какими качествами должен обладать или развивать в себе человек, чтобы стать хорошим педагогом? Это очень важный вопрос, тем более что в последние десятилетия в нашей профессии наблюдается двойной негативный отбор: далеко не самые способные школьники поступают в педагогические вузы, а затем не самые подготовленные из выпускников приходят работать в школу, и не самые лучшие остаются в ней. Это очень важно осознавать всем, потому что сейчас лучший студент зачастую даже не пытается работать в школе из-за материальных, жилищных проблем, хотя у него есть все, чтобы стать прекрасным педагогом. Чтобы стать хорошим педагогом, во-первых, необходимо постоянно работать над собой. Нужно не бояться трудностей, искать пути для самосовершенствования, и ставить перед собой задачу состояться в этой профессии. Во-вторых, необходима психологическая грамотность. Ведь самое сложное в адаптации, становлении молодого педагога – это часто не доскональное знание предмета, а восприятие педагога детьми и их родителями. Дети могут испытывать учителя, проверять его терпение, требовательность. Этот первый период работы очень важен. Молодым учителям не хватает умения принять тот факт, что первая встреча с детьми, родителями и педагогическим коллективом, - это всегда испытание и к этому нужно быть готовым. Нужно сказать, что и не каждый коллектив понимает, как трудно молодому учителю. С этим связано проблема наставничества: коллектив должен взять на себя ответственность помочь молодому специалисту адаптироваться в педагогическом коллективе и коллективе детей. Сейчас эту проблему активно обсуждает Общероссийский профсоюз образования. Первый мониторинг темы дал такие результаты: в некоторых регионах проблема наставничества решена и есть финансовые механизмы поддержки наставников, где-то дальше обсуждения и формальной декларации дело не идет. Мы находимся в самом начале пути. В ряде учреждений есть Школа молодого учителя, кураторство, но единой системы в области ещё не сложилось. Мы вместе с департаментом образования области ставим перед собой задачу сделать все, чтобы система наставничества появилась. Третье, и это очень важно, молодой учитель должен оставаться просто хорошим человеком: добрым, порядочным и любящим детей. При любых ошибках в методике, любовь педагога дети обязательно почувствуют и доверятся ему. - Какую роль играет педагог и его работа в локальном и глобальном масштабе? Это тема одновременно и проста, и сложна. Есть масса цитат и мудрых изречений о роли учителя. Но и без них мы прекрасно все понимаем, что хороший учитель – это залог будущего как конкретного человека, так и страны в целом. То внимание, которое уделяется с переменным успехом системе образования в России, свидетельствует о том, что на государственном уровне тоже происходят размышления о роли учителя. Как только обостряется ситуация с детской преступностью, подготовкой определенных профессий или отставанием страны в макроэкономическом отношении, фокус тут же смещается в сторону образования и предпринимаются очередные попытки реформировать отрасль. Но по большому счету государство никогда не должно снимать себя ответственность за образование, и колебание позиции – это результат недальновидности управленцев, отсутствия идеологии на государственном уровне. Я училась в институте в годы перестройки. Все мы тогда были очарованы романтикой перемен и возлагали на них большие надежды. Мы ждали, что страна сделает большой шаг вперед, срывались печати со многих запретных тем. И когда вначале 90-х мы пришли работать в школы, мы почувствовали на себе, что система образования не успевает за политическими переменами. По старым учебникам учить было нельзя, и учителя проводили огромную работу: собирали вырезки из газет, публикации в профессиональных журналах, делились материалами друг с другом, чтобы дать ребенку более или менее объективный взгляд на историю в это меняющееся время. Мы понимали, как вести урок, но не знали, что же говорить, как дать оценку прошлому и настоящему. Это было очень тяжелое, но очень интересное время. Вспоминая его, я думаю, что сейчас в формировании мировоззрения детей образование делает определенный шаг назад: мы преподавали многообразие точек зрения на историю, и в этом была особая роль, ответственность учителя. В это время проявили себя самые талантливые и неравнодушные учителя, стали внедряться инновационные идеи в образовании. То время давало учителю свободу выбора, было гораздо меньше нагрузки на учителя в плане отчетности. Сейчас попытка стандартизации, с одной стороны, упростила работу, с другой – в определенном смысле отняла у педагогов свободу выбора. В плюрализме есть множество плюсов, но с точки зрения системности образования это создавало проблему для детей: переходя в новую школу, переезжая в другой город, они с трудом адаптировались к новой программе, некоторые темы оказывались непройденными. Поэтому всегда необходим обязательный минимум, который изучают по всей стране, но он не должен отменять свободу самовыражения учителя. В любом времени есть свои плюсы, и минусы. Искусство и роль учителя и состоит в том, чтобы уметь адаптироваться к любым условиям, повышать свой профессиональный уровень и видеть, что нужно современному ребенку. - Не изменит ли стандартизация отношения учителя к своей работе: вместо наставника не станет ли он человеком, который оказывает образовательную услугу? В любое время есть учителя, которые ведут предмет согласно плану и не делают ничего сверх этого, и есть те, кто работает творчески, для кого ни программа, ни стандарт не являются причиной того, чтобы дополнительно с детьми не заниматься. Если в нашей сфере останется масса профессионалов, любящих свое дело, никакой стандарт не даст заглушить в учителе все лучшее. Если же педагог понимает, что стандарт приводит к тому, что он становится частью безликой массой, он должен и будет этому сопротивляться: снова нужно начать обсуждать стандарт внутри профессионального сообщества, инициировать изменения. Понятие же образования как услуги – это то, что беспокоит не только педагогов, но и всех работников бюджетной сферы. Тенденция к этому началась больше десяти лет назад и поначалу вызывала недоумение. Сейчас с подачи государства эта идея стала нашей реальностью: есть определенный набор услуг в различных сферах, который государство предоставляет людям. Острота этой проблемы немного снята благодаря тому, что проект нового закона «Об образовании» обсуждали все заинтересованные стороны: Общероссийский профсоюз образования, профессиональное и родительское сообщества приложили максимум усилий к тому, чтобы в тексте закона слово «услуга» не звучало. Накал удалось снять, но проблема становления образования на коммерческие рельсы, разделения финансовых полномочий по-прежнему дает о себе знать. В обществе начинает господствовать идеология потребления, а учитель не оторван от этой реальности, он в ней живет. Получая долгие годы заработную плату, которая не позволяет обеспечит себя и свою семью, не говоря о саморазвитии и отдыхе, он приспособился к этим условиям. Набирать огромную нагрузку, жить в постоянном напряжении, регулярно проходя аттестацию и повышая квалификацию, искать дополнительные источники дохода – у каждого свои способы. На этом фоне новое звучание получает тема профессиональной этики, любви к профессии. Тот, кто преподает давно и своему делу предан, в меньшей степени подвержен новым влияниям. Но для молодежи, у которой есть свои справедливые материальные запросы, есть опасность прийти к позиции: за что заплатили, столько поработал, и ни минуты больше. Но дело в том, что учительскую профессию по большому счету не измеришь ни минутой, ни рублем. Невозможно определить, в какой момент работы с учеником учитель больше всего на него повлиял: вполне может быть, пять минут личного общения после уроков были для него важнее, чем все остальное. Учительская профессия предполагает самоотдачу большую, чем время, прописанное в трудовом договоре педагога. В связи с этим нас, конечно, беспокоит то, что сейчас предпринимаются попытки пересмотреть нормирование труда учителя в сторону резкого увеличения нагрузки. У учителя сокращенная рабочая неделя, и ставка 18 часов в неделю – это только урочное время. Согласно мониторингу, учитель тратит на свою профессиональную деятельность даже не в два, а в три раза больше времени, чем прописано в его официальной тарификации. Пересмотр нормирования труда может подтолкнуть педагогов к тому, чтобы они стали просто урокодателями, как можно меньше оставались в классе с детьми, беседовали с ними, не успевали готовились к урокам, меньше работали над собой. Есть потребность посмотреть на работу учителя пристально с привлечением науки и понять, правильно ли мы оцениваем его труд, исходя и того, сколько физических и моральных сил он затрачивает. Ведь каждый родитель хочет, чтобы в классе его ребенка встречал не уставший, а физически и психологически здоровый педагог. С бесконечным ростом нагрузки мы рискуем превратить учителей из наставников, способных заложить в души детей правильные ценности и моральные ориентиры, в тренеров по подготовке к ЕГЭ. - Внедрение современных технологий в образование воспринимается как безусловное достижение. Нужен ли баланс между традициями и цифровой школой? В этом отношении все индивидуально. Однако педагог должен уметь провести урок в любых условиях и при любой ситуации. Если учитель делает ставку только на новые мультимедийные средства обучения, он обречен на провал. Заинтересовать детей, вовлечь их в разговор, заставить анализировать материал – в этом и есть профессионализм педагога. Нужно уметь чередовать методики: если дети не понимают презентацию, то нужно от неё отвлечься и объяснить им элементарное. При опоре только на гаджеты, уклон в обучении делается на детей-визуалов, но далеко не все являются таковыми. А дальше – клиповое сознание, неумение воспринимать текст. При любой технике, которую может использовать учитель, самое главное для него – умение получать обратную связь. Воспринимать разных учеников и уметь разъяснить материал каждому из них – вот к чему должен стремиться педагог. - Чтобы получить нового учителя, соответствующего всем требованиям, нужно изменить и отношение к профессии педагога. Что для этого нужно сделать? В первую очередь, конечно, необходим достойный уровень заработной платы. Педагоги, которые давно работают и состоялись в профессии, заинтересованы в росте своего благосостояния. Но важнее всего это для привлечения в школы молодых специалистов. Рост заработной платы и совершенствование системы оплаты труда – самое большое, что нужно сделать для повышения престижа профессии учителя. Рост зарплаты, произошедший после подписания Президентом РФ «майских указов», уже привел к притоку в профессию выпускников вузов. Пусть их заработная плата пока не равна средней по экономике региона, но она имеет динамику роста. Важен и престиж, который не связан с материальными аспектами. Это отношение к профессии, образ учителя, который формируют СМИ. Тот негативный образ, который зачастую нагнетает телевидение, провоцирует хамское отношение к учителю со стороны родителей и учеников. Важную роль играет и отношение к отрасли на государственном уровне. Если школа будет играть центральную роль, будет обеспечена по последнему слову техники, даст возможность для профессионального роста, если будет понятно, что государством это учреждение ценится, то и педагогу будет престижно там работать. - Один из аспектов престижа профессии это имидж педагога. Как работать над ним? Имидж педагога – это дело рук самого учителя. И дело не в достатке – сколь дорогую одежду он может себе купить. Педагог должен быть всегда опрятным, подтянутым, энергичным, здоровым и доброжелательным. Он должен понимать, что задача учителя сделать так, чтобы ребенку в школе было хорошо. Важно, чтобы педагог всегда оставался человеком современным как во внешнем виде, так и в своих умениях, ориентироваться в том мире, в котором живет ребенок. Он должен быть человеком, на которого детям хотелось бы равняться. - Темпы повышения заработной платы педагогов в разных уровнях и учреждениях образования разные. Нет ли опасности, что люди начнут себя чувствовать категориями, а не профессиональным сообществом? Над этой проблемой мы в составе Общероссийского профсоюза образования интенсивно работаем. Когда государство начинает точечно повышать заработную плату, внося раздрай в педагогическое сообщество, это не может положительно на нем сказаться. Работа над тем, чтобы в программы повышения заработной платы были включены все категории педработников, была проведена очень серьезная. Мы проводим разъяснительную работу в коллективах, это помогает ослабить напряжение. Но нужно честно сказать, что до сих пор обделенными чувствуют себя педагоги дополнительного образования и педагоги системы среднего профессионального образования, чья заработная плата сравняется с зарплатой учителей общего образования только к 2018 году. Мы продолжаем работу по повышению заработной платы всем категориям работников и уделяем особое внимание сплочению педагогического сообщества. Пока мы едины, мы понимаем, что способны отстаивать общие интересы вместе. Беседовала Ксения Тряпина «Профсоюзная газета» № 18 от 25 сентября 2014 года