Светлана Павлушкова: «Протокол разногласий отражает наши требования к власти!»

Версия для печатиВерсия для печати

В ближайшее время планируется подписание Соглашения между региональной общественной организацией «Вологодская областная Федерация профсоюзов», региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Вологодской области» и правительством Вологодской области по вопросам социально-экономической политики на 2015 год.

Именно этот документ определяет основные обязательства участников социального партнерства в реализации экономической политики в регионе, в сфере оплаты труда, доходов и уровня жизни населения, развития рынка труда и гарантий занятости населения, социального страхования, социальной защиты, защиты трудовых прав, охраны труда, промышленной и экологической безопасности.

О том, как шла подготовка проекта областного трехстороннего соглашения и, главное, по каким вопросам сторонам социального партнерства пока не удалось достичь согласия, мы беседуем с председателем Вологодской областной организации Общероссийского профсоюза образования Светланой Павлушковой.

- Как известно, этот документ принимается сторонами социального партнерства ежегодно. Тем не менее работа над соглашением - процесс сложный и долгий, - подчеркивает Светлана Вадимовна. - Его подготовкой на предстоящий год областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений занимается в течение всего года. По сути дела, это важнейший правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между сторонами социального партнерства на территории области в течение всего года. 

- Но ведь помимо областного профсоюзы заключают отраслевые соглашения, в которых определяют обязательства сторон по конкретным направлениям, скажем, в сфере образования, здравоохранения и так далее. Разве этого документа недостаточно?

- Безусловно, каждый профсоюз имеет свое отраслевое соглашение. И, казалось бы, заключение и выполнение именно этого соглашения должно быть для него первостепенной задачей. При этом мы все, и особенно профсоюзы бюджетной сферы, считаем очень важным для себя активно участвовать в подготовке и подписании областного соглашения. Почему? Потому что оно определяет основные подходы трех сторон партнерства к вопросам социально-экономической политики в регионе. Я убеждена, что людям необходимо об этом знать. Зачастую для человека, работающего на рядовой должности в любой сфере, та огромная работа по подготовке соглашения, которая проводится между правительством, профсоюзами и работодателями, остается «за кадром»: ему непонятно, как и почему принимаются те или иные решения. 

Кто-то может упрекнуть нас, профсоюзы: почему вы не настаиваете на каком-то серьезном повышении заработной платы или новых льготах и гарантиях? Порою, когда представители профсоюзов выступают и говорят о том, чего им удалось добиться, например, в плане повышения оплаты труда, называя при этом, скажем так, не слишком впечатляющие цифры, может показаться, что эта работа ведется нами не слишком успешно. 

- Как я понимаю, идеальный результат - это соглашение без протокола разногласий, когда стороны договорились буквально по всем пунктам. В соглашении на 2015 год этого удалось достичь?

- Нет, не удалось - протокол разногласий присутствует, и в нем идет речь о тех вещах, в отношении которых нам не удалось договориться. Предложения, которые включены в него в предстоящий год, внесены профсоюзами бюджетной сферы и, в частности, нашим отраслевым профсоюзом. 

- Какие это предложения? 

- Во-первых, они касаются повышения заработной платы тем категориям работников, которые не вошли в указы Президента 2012 года - так называемые «майские» указы. Их в нашей сфере немало. Это все непедагогические работники: административно-управленческий, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал. Среди них есть те, кто обслуживает здания, содержит в порядке и чистоте помещения, и те, кто обеспечивает организацию учебного процесса, например, библиотекари, лаборанты, методисты.

Пожалуй, самая острая тема - оплата труда младших воспитателей или помощников воспитателей в детских садах, которым зарплата практически не повышается. Многие считают, что эти категории работников вообще находятся вне поля зрения профсоюзов, власти. Мы заявляем, что это не так. 

- Это те, кого обычно называют нянечками?

- Да, хотя в квалификационном справочнике они определяются именно как младший воспитатель и помощник воспитателя. По этой категории работников нашей отрасли существует самая большая проблема. Она звучит уже не первый год, обсуждается при переговорах. Но, как правило, ее решение откладывается - «до получения дополнительных средств». Теперь, когда все уровни власти отчитываются о выполнении «майских» указов Президента, рассчитывать на повышение заработной платы для этих категорий работников, не упомянутых в указах, весьма проблематично. Тем не менее для нас эта тема очень важна, и мы ее закрывать или даже откладывать до лучших времен не намерены.

Также в протоколе разногласий отражено наше предложение о выделении правительством области средств на санаторно-курортное оздоровление работников бюджетной сферы по итогам диспансеризации. Оно было предусмотрено несколько лет назад, однако уже два с половиной года средства на эти цели не выделяются. Очень серьезную работу мы ведем по вопросу увеличения компенсации за твердое топливо педагогическим работникам и специалистам, проживающим в сельской местности. 

Сейчас педагоги, живущие в домах без центрального отопления, получают компенсацию в четыре тысячи рублей, что никак не соответствует реальным затратам. 

При этом тем, кто живет в домах с централизованным отоплением, эти расходы компенсируют полностью. Мы говорим о том, что, если педагогические работники имеют право на такую компенсацию, они должны получать ее в тех размерах, которые соответствуют реальным расходам. Профсоюзы видят в этом нарушение прав проживающих в неблагоустроенном жилье и затягивание решения этой проблемы.

Еще одно предложение в протоколе разногласий, его, кстати, озвучили представители всей бюджетной сферы, касается необходимости принятия программы или соглашения о поэтапном повышении минимального размера заработной платы в регионе и доведения ее до уровня прожиточного минимума населения. Казалось бы, очевидный факт - человек не должен получать меньше прожиточного минимума, тем не менее такое имеет место. В частности, это, как я уже сказала, касается ряда работников нашей отрасли - нянечек, техничек, вахтеров.

- Светлана Вадимовна, понятно, что правительству хотелось бы, чтобы соглашение принималось без протокола разногласий, чтобы удалось достичь договоренностей по всем вопросам. Но средств на решение этих задач в бюджете нет. В таком случае зачем их прописывать, понимая, что решение отодвигается на весьма неопределенную перспективу?

- Для нас, профсоюзов, это имеет принципиальное значение. Соглашаясь не включать свои требования в протокол разногласий, мы тем самым признаем, что проблему решить нельзя. Мы с этим не можем согласиться! Это своего рода требование к властям, и их задача - искать средства. Наличие несогласованных и нереализованных требований ставит перед властью именно такую задачу.

Светлана ДАМИРОВА

«Красный Север» №125 (27 392) / ВТОРНИК, 11 ноября 2014