Обобщили опыт

Версия для печатиВерсия для печати

Коллективный договор – основа социального партнерства. От их содержания и исполнения зависит как положение работников предприятий, так и авторитет профсоюзных организаций. Обсудить современное состояние коллективных договоров, выявить наиболее распространенные ошибки и разработать единые рекомендации для их разработки собрались 5 июня представители территориальных организаций Профсоюза народного образования и науки из 23 районов области. Дискуссия прошла в рамках круглого стола «Опыт заключения коллективных договоров в образовательных учреждениях Вологодской области».

Руководила работой круглого стола председатель областной организации Профсоюза народного образования и науки Светлана Павлушкова. Правовую основу различных разделов коллективного договора представили главный специалист областной организации Марина Осовская, главный технический инспектор труда Валерий Чистяков и главный правовой инспектор Вологодской городской организации Профсоюза Вера Гуляева.
Разработать рекомендации и обсудить актуальные проблемы участники круглого стола смогли в ходе работы трех секций, которые сосредоточили свое внимание на особенностях разработки коллективных договоров для общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Каждая группа имела время на подготовку и обобщение опыта, результат работы участникам круглого стола представили председатели Грязовецкой районной организации профсоюза Татьяна Литова, Вожегодской районной организации Татьяна Пулина и Устюженской районной организации Светлана Снегова. Коллеги дополняли друг друга и сформулировали целый ряд позиций, которые рекомендовали использовать в работе над коллективными договорами.
Прежде всего, при разработке проекта колдоговора председателям первичным профсоюзных организаций за основу стоит взять Региональное отраслевое соглашение по образовательным учреждениям Вологодской области на 2013-2015 годы и соглашение, заключенное на муниципальном уровне. Профлидеры вновь подняли острую проблему распространения коллективного на всех работников организации, независимо от того, являются ли они членами профсоюза. Поэтому участники круглого стола рекомендовали указывать в коллективном договоре, какие предусмотренные этим документом социальные гарантии распространяются исключительно на членов Профсоюза. Укрепить позиции профсоюза в коллективно-договорной работе призвана также рекомендация в текстах колдоговоров вместо формулировки «учет мнения профкома» использовать «согласование с профкомом».
Затронули и права работников при сокращении штата. Важное дополнение - конкретизировать и расширить список категорий работников, имеющих преимущественное право на сохранение работы при сокращении численности или штата работников.
Ряд озвученных рекомендаций был связан с вопросами оплаты труда работников. В связи с тем заработная плата педагогических работников поэтапно повышается, в разделе «Рабочее время и время отдыха» участники круглого стола предложили прописать, что при определении среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска учитывается средний заработок за последние 3 месяца, предшествующие отпуску (а не за 12 как было ранее). Обязательным в тексте колдоговора должен быть и пункт о том, что при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику (в том числе в случае приостановки работы), работодатель обязан выплатить эти суммы вместе с денежной компенсацией в размере 1% от невыплаченных сумм за каждый день просрочки.
При обсуждении опыта районов по заключению коллективных договоров, речь зашла и об оплате труда неосвобожденных председателей первичных профорганизаций. Во всех районах и организациях размер их заработной платы может существенно разниться. Участники круглого стола рекомендовали отразить в тексте колдоговора пункт об оплате труда неосвобожденных председателей первичных профсоюзных организаций в конкретном процентном соотношении. Конкретизировать решено также и размер суточных при оплате командировочных расходов.
Кроме оплаты труда, большое внимание участники круглого стола уделили теме дополнительных отпусков с сохранением заработной платы. Так, рекомендовано включить в текст колдоговоров пункт о предоставлении работникам краткосрочных оплачиваемых отпусков по семейным обстоятельствам и по другим уважительным причинам: при рождении ребенка в семье; для сопровождения детей младшего школьного возраста в школу (1 класс); в связи с переездом на новое место жительства; для проводов детей в армию; в случае свадьбы работника (детей работника); на похороны близких родственников; работающим инвалидам; председателю первичной профсоюзной организации; при отсутствии в течение учебного года дней нетрудоспособности и другие.
Кроме того, поощрения, по мнению профактивистов, заслуживают все педагогические работники, участвующие в проведении ЕГЭ и ГИА-9. Поскольку регламентировать дополнительную оплату за эту работу довольно сложно, участники дискуссии предложили предусмотреть дополнительные дни к основному оплачиваемому отпуску за участие в проведении ЕГЭ и ГИА-9 (в случае, если данная трудовая функция не подлежит дополнительной оплате).
Ещё одна важная тема – нормирование рабочего дня. Особое внимание, считают участники круглого стало, нужно уделить вопросам рабочего времени с учетом типов образовательных учреждений.
Так, для педагогических работников общеобразовательных учреждений согласно ТК РФ устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю за ставку заработной платы. Конкретная же продолжительность рабочего времени педагогических работников устанавливается с учетом норм часов педагогической работы, установленных за ставку заработной платы, объемов учебной нагрузки, выполнения дополнительных обязанностей, возложенных на них Правилами внутреннего трудового распорядка и Уставом.
Для педработников учреждений дошкольного образования нормируемой частью рабочего времени является норма часов, за которую ему выплачивается должностной оклад: 36 часов в неделю — воспитателям и старшему воспитателю дошкольного образовательного учреждения, педагогу- психологу, социальному педагогу, методисту, 20 часов в неделю- логопеду, 24 часа в неделю- музыкальному руководителю, 25 часов в неделю — воспитателям, работающим непосредственно в группах с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, 18 часов в неделю - педагогам дополнительного образования, а также время проведения мероприятий (педсоветов, совещаний и т.п.), присутствие на которых для работника обязательно.
Для учреждений дополнительного образования норма часов для различных категорий работников составляет 18 или 36 часов в неделю.
Для остальных работников и руководителя всех типов учреждений норма рабочего времени – 40 часов в неделю; для медицинских работников — не более 39 часов в неделю.
В ходе работы над рекомендациями обобщением существующего опыта, участники круглого стола пришли к выводу, что избежать ошибок является составление макета или шаблона коллективного договора, который станет подспорьем для председателей многих первичных профорганизаций. Такой макет должен быть составлен по каждому типу учреждений с учетом его специфики. Однако самое главное, что стоит учитывать при разработке коллективного договора, по мнению организаторов круглого стало – это собственный накопленный опыт и ценные наработки организаций.

Ксения Тряпина
«Профсоюзная газета» № 12 от 20 июня 2013 года