Допобразование: сохранить независимость.

Версия для печатиВерсия для печати

Большие надежды в развитии системы образования государство возлагает и на учреждения дополнительного образования. Перед ними ставятся не менее амбициозные задачи, чем перед организациями СПО или дошкольного образования. В настоящее время в Вологодской области 69 учреждений допобразования, в которых занимается 51,5% от общего числа учащихся.

Без сомнения, личностное развитие школьников невозможно без использования всего потенциала системы образования: различных форм, технологий и подготовки кадров. Необходима интеграция общего и допобразования в единое образовательное пространство, в котором каждое учреждение дополняет другое, вносит свой вклад в развитие ребенка.
Опыт такой интеграции в области есть в сфере образования, культуры, спорта, молодежной политики, однако он сформирован на уровне проведения отдельных мероприятий, деятельности конкретных кружков и секций и, как правило, за рамками образовательных программ школ. Больше всего распространены художественное творчество и спортивно-оздоровительное направление, программы технической, информационно-технологической направленности остаются не востребованы и требуют серьезной подготовки кадров, материально-технического оснащения.
Система допобразования имеет достаточный потенциал для расширения образовательного пространства школы. Первая модель интеграции – это случайный набор кружков, секций и клубов, работа которых не сочетается друг с другом. По ней работает большая часть школ. Вторая модель включает в себя тесное взаимодействие школ с один или несколькими учреждениями допобразования, которые разрабатывают общую образовательную программу. Третья модель предполагает профильную направленность и единое образовательное пространство, сочетающее общее и дополнительное образование с возможностью выбора индивидуальных образовательных маршрутов, которые отражают стандарты и предпочтения родителей и детей. Ориентиры допобразования: индивидуальная траектория развития, свобода выбора, вариативность программ, их практическая направленность. Однако реализовать их невозможно без полноценного кадрового обеспечения. Как и работники системы СПО, педагоги дополнительного образования оказались в униженном положении ожидания роста заработной платы. Между тем, согласно утвержденной в области «дорожной карте» их зарплата уже должна составлять 75% от средней по экономике области. Однако средства на это повышение до сих пор направлены не были.
Татьяна Пулина: «Дифференциация в оплате труда вызывает у наших педагогов тревогу и недовольство. Мы знаем о дорожной карте и разговоры о том, что у области нет денег, нас не успокаивают. Но наши педагоги душой преданы своему делу и надеются на повышение заработной платы. Если его не произойдет, то люди будут очень разочарованы, и можно будет ждать оттока кадров».
На федеральном уровне разработан проект концепции развития дополнительного образования до 2020 года, аналогичный документ принят и на региональном уровне. Само по себе разработка концепции – явление положительное, ведь долгое время стратегия развития дополнительного образования не была ясно определена. Согласно новой концепции, учреждения дополнительного образования тоже будут участвовать во внедрение ФГОС в общем образовании, а именно, в организации внеурочной деятельности. По новым стандартам в школе на внеурочную деятельность должно выделяться десять учебных часов, но к оплате школьным педагогам выделяют только пять. Остальные пять осуществляются ресурсами учреждений дополнительного образования. В этом пути интеграции немало подводных камней: прежде, чем приступать к работе, нужно обеспечить повышение квалификации педагогических работников дополнительного образования, учреждений культуры и спорта. Кроме того, необходимо лицензирование программ дополнительного образования детей в школах.
Татьяна Пулина: «Взаимодействие между нашими учреждениями было всегда. Сейчас главная проблема нашего сотрудничества лежит в юридической плоскости. Существующие и планируемые интеграционные процессы не подкреплены нормативно-правовой базой. Реализовывать программы в рамках внеурочной деятельности специалисты допобразования должны в школе, но они не прошли курсы повышения квалификации по ФГОС! Кроме того, должно быть четко регламентировано финансирование часов внеурочной деятельности, которую осуществляют педагоги дополнительного образования. Сейчас школы формируют социальный заказ на организацию внеурочной деятельности, но оплату за них мы должны получать из своего фонда оплаты труда. Но ведь наша уставная задача – реализация программ дополнительного образования, а организация ФГОС и внеурочной деятельности – задача учреждений общего образования. Они должны быть здесь заинтересованной стороной: провести мониторинг потребностей и интересов родителей и детей, заключить договор с нашими учреждениями и сформировать социальный заказ».
Новые стандарты и участие педагогов дополнительного образования в организации внеурочной деятельности вызывают у них дополнительную тревогу за будущее их системы.
Татьяна Пулина: «У нас есть опасения, что 10 часов внеурочной деятельности, закрепленные новыми стандартами, могут просто убить дополнительное образование. Ребенок, получивший такую нагрузку в стенах школы, просто не дойдет до дома творчества или школы искусств – у него уже нет сил! Нужно учитывать интересы ребенка: не нагружать его внеурочной деятельностью, если он уже ходит, например, в музыкальную или спортивную школу. Мы готовы к любым требованиям и стандартам, но нам бы очень хотелось сохранить систему дополнительного образования, не стать просто частью образовательного комплекса, сформированного вокруг школы. Потому что социальный заказ сейчас говорит о том, что наши услуги востребованы: в Вожегодском доме творчества в прошлом году занимались 930 детей из 1200 детей района».
«Профсоюзная газета» № 17 от 09 сентября 2013 года