Оплата труда: достижения и перспективы.

Версия для печатиВерсия для печати

Повышение заработной платы педагогических работников – одна из ключевых целей не только для экономики этой отрасли, но и экономики всего региона. Несмотря на то, что положительная динамика в оплате труда педагогов – очевидный факт, нельзя сказать, что процесс повышения заработной платы идёт ровно и безболезненно для работников и учреждений образования. О том, как складывается ситуация в нашей области, на что стоит обратить внимание и что исправить, обсудили участники пленума областной организации Профсоюза народного образования и науки.

Как пояснила председатель областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Светлана Павлушкова вопрос финансирования образования – всегда актуален для отраслевого профсоюза, который уделяет большое внимание совместной работе с департаментом образования, вопросам дальнейшего совершенствования оплаты труда и выполнения указов президента.

С положением дел в оплате труда профактив областной организации Профсоюза познакомили заместитель начальника департамента образования Людмила Проничева и начальник отдела управления расходов департамента Ольга Сергеева.

Так, в 2014 году департаментом был проведен мониторинг заработной платы педагогических работников. По его итогам, Вологодская область в целом неплохо смотрится на фоне других регионов страны в разрезе выполнения «дорожных карт», однако это не причина для самоуспокоения: в каждом муниципальном районе существуют свои проблемы в реализации президентских указов.

В текущем году средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций области сравнялось со средней зарплатой по экономике региона. Чтобы оценить динамику её роста достаточно вспомнить, какой была зарплата педагогов три года назад. В 2011 году для учителей общеобразовательных школ она составляла порядка 13 тысяч 466 рублей, в 2014 году – 26 тысяч 643 рубля, у педагогов учреждений дошкольного образования – 10 тысяч 547 рублей (2011), 21 тысяча 706 рублей (2014), у преподавателей учреждений среднего профессионального образования и мастеров производственного обучения – 12 тысяч 780 рублей в 2011 и 21 тысяча 310 рублей в 2014 году. Между тем, динамика роста заработной платы для разных уровней образования различная. Так, лишь два района области, Междуреченский и Сокольский, испытывают серьезные трудности, но скорее всего выполнят указ президента по педагогам общеобразовательных школ. В то же время сразу 10 муниципалитетов рискуют не выполнить указ президента по учреждениям дошкольного образования. Ещё более критичная ситуация сложилась вокруг учреждений дополнительного образования. Вряд ли стоит делать чересчур оптимистичный прогноз и на 2015 год. Главная цель бюджетной политики в новом году – сокращение рыночных заимствований и дефицита бюджета. Поэтому бюджет на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов – бездефицитный. Однако он сохраняет социальную направленность: 71% бюджетных расходов будут направлены на поддержку отраслей социальной сферы, в том числе 10,5 млрд – на образование. Прежде всего, средства пойдут на повышение заработной платы согласно президентским указам и социальные выплаты. Вместе с этим ещё одним источником финансирования для сферы образования должны стать традиционные мероприятия по оптимизации расходов, экономический эффект от которых должен составить 1,3 млрд рублей. Дополнительные средства учреждениям также предлагается получать от предпринимательской деятельности.

В 2015 году департамент образования прогнозирует среднюю заработную плату у педагогов общего образования 27 тысяч 997 рублей, у педагогов дошкольного образования - 22 тысячи 725 рублей, у педагогов СПО – 21 тысяча 700 рублей и 24 тысячи 600 рублей – у педагогов учреждений допобразования. Однако в бюджете заложены средства для достижения этих показателей лишь на 78-96% для разных категорий работников. Не в полном объеме обеспечена бюджетными средствами оплата коммунальных услуг, уплата налогов и прочие расходы. Но будут продолжены мероприятия, связанные с развитием дистанционного обучения и программы для одаренных детей.

А как быть с категориями работников, не названными в указах президента? Им вновь стоит надеяться только на дополнительные доходы областного бюджета или помощь из федерального центра. Других источников повышения их заработной платы не предусмотрено.

Между тем, профсоюзы и чиновники получают все больше обращений по вопросам повышения заработной платы обслуживающего персонала. Разрыв в оплате труда между этими категориями работников и педагогами увеличивается. Но чтобы повысить заработную плату этим категориям работников по всей социальной сфере до уровня прожиточного минимума нужно 2,3 млрд рублей, которые для бюджета области сейчас являются неподъемной нагрузкой.

Ключевое место в дискуссии заняла проблема ответственности за выполнение президентских указов. К сожалению, муниципальные власти зачастую проявляют инертность: в районах слабо ведется планирование, выделенные из областного бюджета средства расходуются нерационально, а любые проблемы приходится решать не на местном, а на региональном уровне. Представители департамент образования напомнили, что выполнение указов президента – это личная ответственность главы района. Именно от него в огромной степени зависит то, как выполняются задачи, которые стоят перед областной и муниципальной властью.

Муниципальным районам выделяются субвенции и дотации, которыми местная власть должна грамотно распорядиться. Систему оплату труда регулируют муниципальные акты. В этот процесс должны включаться начальники управлений образования, заместители глав по социальным вопросам.

«Дотации не носят целевого характера и направляются на выравнивание бюджетов муниципальных образований. Но есть затраты, в том числе коммунальные, которые не оправданы. Нужно работать над построением оптимальной сети, в том числе использовать дистанционное обучение: педагоги не едут в труднодоступные населенные пункты. Там, где нет детей, нет смысла содержать пустые здания. Есть школы, где не полностью наполняются классы, есть те, где классы переполнены и нет зданий или они находятся в аварийном состоянии. Поэтому именно от муниципальной власти очень многое зависит: как будут учтены потребности возможности, как будут расходованы средства», - говорит Людмила Проничева.

Показательным примером роли муниципалитетов может служить пример Грязовецкого района, где, несмотря на общий рост областных средств в 2015 году, заранее урезаются фонды конкретных учреждений. В самом тяжелом положении оказались детские сады: группы объединяют, работников сокращают. "Ситуация в районе очень напряженная: работники учреждений уже готовы на такие крайние меры, как забастовки", - рассказала Татьяна Литова.

Для того чтобы справедливо спрашивать с глав муниципальных образований, нужно провести экспертизу того, насколько муниципалитеты могут исполнять свои полномочия, убеждена председатель областной организации Профсоюза Светлана Павлушкова. По её словам, обращения по этому вопросу к Губернатору, Законодательному собранию области принесли свои плоды – к обсуждению вернутся по итогам первого квартала, когда будет проведен анализ расходных потребностей муниципалитетов.

Сложным остается вопрос прозрачности расходования средств. Как отмечают профсоюзные лидеры, несмотря на то, что дотации из областного бюджета не носят целевого характера, должна быть возможность проследить за расходованием эти средств. Для того, чтобы разрешить эту проблему, в 2015 году муниципалитеты создадут «открытый бюджет», где будет размещаться информация о расходовании муниципальных и областных средств в районе. Посмотреть можно будет расходование средств в каждой из отраслей экономики. «Если какой-то глава считает, что может экономить на нашей отрасли, наше дело – с ним не соглашаться», -говорит Светлана Павлушкова.

Ещё один повод для стресса педагогов – скачкообразное повышение заработной платы. С 1 сентября 2014 года были повышены отраслевые коэффициенты, в последние месяцы года педагогам выдают солидные премии, чтобы довести среднегодовую зарплату до необходимого уровня. Однако заработная плата, которую учителя получат в январе, окажется значительно ниже. В результате, учитель просто не может разобраться, почему за одну и ту же работу он в одном месяце получает больше, а в другом – меньше. «Нам тоже было бы проще, если бы повышение происходило равномерно. Но дополнительные средства на повышение оплаты труда приходят из федерального бюджета к концу года, а собственных доходов у области не хватает, - поясняет Людмила Проничева. - Будем объяснять людям, почему так происходит».

В самом незавидном положении сейчас оказалось дополнительное образование. Не случайно, главной задачей на 2015 год чиновники ставят выполнение «дорожной карты» в отношении работников именно этих учреждений. При этом в районах местные власти используют проверенные способы для того, чтобы выполнить указы Президента. «Нам страшно от непонимания наших администраций процессов оптимизации, - признается председатель Вожегодской районной организации профсоюза Татьяна Пулина. - Когда ставятся задачи повышения заработной платы, нам говорят делать это за счет внутренних резервов, не разбираясь, есть ли они. Эти резервы исчерпаны уже в 2009 году. У нас 9 педагогов на 900 детей. Кроме того, нам нельзя забывать и об указе президента об охвате дополнительных образованием до 75% детей. Но как его выполнять, если педагогов становится все меньше? Для нас уже важнее не добиться повышения заработной платы, в просто сохранить систему дополнительного образования».

По словам чиновников, разговор о дополнительном образовании уже начат на государственном уровне, и рассматривать его нужно в русле развития межотраслевого взаимодействия: находить точки соприкосновения с отраслями культуры и физической культуры. Ставится задача достичь охвата всеми формами дополнительного образования и пока средства, которые аккумулируются в местном бюджете, будут четко разделены на отрасли, решить проблему не получится, считают в департаменте образования. Методические рекомендации по дошкольникам обязательны для исполнения на муниципальном уровне. Идут очень большие сокращения. Когда рекомендации вступили в силу, учреждения стали раздувать штат. Сейчас рекомендации полностью противоположные. Необходимость в них возникла для того, чтобы был единый подход: в каких-то городах было много дополнительных ставок, а в районах они уже давно сокращены. Мы опирались на рекомендации, чтобы показать, что есть определенный подход к формированию штатного расписания в детских садах. И пришли к выводу, что какие-то должности могут быть. Если учреждение их не имело, не значит, что их нужно вводить.

«Профсоюзная газета» № 24 от 25 декабря 2014 года