Трудовой профсоюз

Версия для печатиВерсия для печати

     В Сокольской районной организации Профсоюза народного образования и науки в конце 2014 года появился новый председатель. Большинству профсоюзных работников для того, чтобы освоиться и стать лидером нужно немало времени. Олег Черепанов с первых дней своей работы придал новый импульс профсоюзной деятельности. Олег Игоревич – выпускник индустриально-педагогического факультета Череповецкого государственного института. Диплом о высшем образовании он получил в 1994 году и сразу пошел работать в школу учителем труда и общетехнических дисциплин. Трудовую деятельность он начинал в Сямженской средней общеобразовательной школе, где проработал четыре года и переехал в областную столицу. В Вологде Олег Черепанов работал педагогом-организатором в областном детско-юношеском центре «Содружество» около трех лет. Несмотря на богатый педагогический опыт, Олег Игоревич пробовал себя в самых разных сферах деятельности: на производстве начальником цеха, муниципальной службе, где прошел путь от специалиста до заведующего организационным отделом. Интересно, что в разные этапы своей жизни он представлял все три стороны социального партнерства: был работодателем – директором Кадниковского сельскохозяйственного техникума, работником – на производстве и в образовательных учреждениях, представителем власти, будучи чиновником. С 1 сентября 2014 года Олег Игоревич снова вернулся в школу. «Я понял, что производство – это не мое. Мне больше по души работа с людьми, с коллективом. Кроме того, если человек на протяжении нескольких лет в учебном заведении осваивает специальность, у него формируется особое отношение к производству. Я же пришел из бюджетной сферы, где другие требования, другие подходы. Вдруг понял, что мне становится тесно: находясь целый день на производстве, я не видел, что происходит в городе, в районе. Кроме того, заставлять взрослых людей работать – это не по мне. Предпочитаю метод пряника больше, чем метод кнута. И в школе это работает», - говорит он.

  Профсоюзный стаж Олега Черепанова не меньше, чем трудовой. Членом профсоюзной организации он стал, ещё учась в институте, вступил в неё и в школе. «В 90-ые было очень сложно, но это было важное время для профсоюзов. Мы отстаивали свои права, требовали своевременной выплаты заработной платы», - вспоминает он. Отношение к профсоюзам в течение всего этого времени менялось: поначалу ещё по инерции советского периода считалось, что профсоюз – это сила, которая может требовать и добиваться. В администрации района о роли профсоюза говорилось мало. Будучи работодателем, договаривался с лидерами коллектива, где уже не было профсоюзной организации. Даже выступая, как руководитель, я не был настроен на конфронтацию, поэтому мы всегда находили общий язык: шел работать с намерением договариваться с людьми, а не идти против них. На производстве отношение к профсоюзам было формальным: если он должен быть, пусть будет, но реальной защитой прав работников она не занималась. «В образовании у меня всегда было много хороших знакомых. Пригласили – и я не отказался», - рассказывает о возвращении в школу Олег Игоревич. Стереотипы о мужских и женских профессиях его не беспокоят, о том, чем должен заниматься мужчина и почему у Олега Черепанова свои взгляды: « Воспитывать ребенка в семье должны оба родителя. Так же и в школе должны быть педагоги обоих полов, ведь школа в своем роде – это такая же модель семьи».

  Олег Игоревич преподает предмет с не всем знакомым названием «Технология». Так теперь называются уроки труда. Предмет очень интересный, простой и нужный. Отношение к этому предмету, надо сказать сейчас меняется. Если десять лет назад педагог должен был познакомить мальчишек с основными инструментами и научить с ними работать. Сейчас же задача педагога – дать базовые знания школьникам, опираясь на то, что они придут работать в специальность. С 5 по 8 класс они должны определиться, какая специальность им больше по душе, а уроки технологии в перспективе должны стать первичным звеном в школьной профориентационной работе. К сожалению, реализовать эту идею сейчас очень сложно, ведь материальная база школ давно устарела и не соответствует современным требования безопасности. «Ребята должны попробовать работать на станках, почувствовать, что это такое. Именно этот опыт может показать способности ребят, стать основой для выбора будущей профессии». Предмет очень важный и должен быть в школах, но пока остается в статусе третьестепенного, как музыка или рисование. «У каждого предмета свои сложности. У нас большое внимание уделяется безопасности: если кто-то из детей не выполняет технику безопасности, нужно моментально отреагировать, потому что последствия могут быть печальными. Зато не нужно проверять тетради. Дети есть разные и, исходя из этого, выбираешь к ним подход. Есть мальчик, который решил учиться на врача и уверен, что мой предмет ему не нужен. Как с него ни требуй, он выполнит задание хорошо. Есть же наоборот балбесы, которым если чуть-чуть помочь, то они выполнять отличное изделие». Олег Игоревич вернулся в школу спустя 15 лет и может по праву судить, изменились ли школьники за время его отсутствия в профессии: «Дети не особенно изменились. Всеобщее увлечение планшетами сказывается скорее на их физическом развитии, а не на прикладных навыках», считает он. Умение что-то мастерить, выполнять настоящую «мужскую» работу по дому часто идет из семьи, но в большей степени на него влияет личная предрасположенность, интерес и способности ребенка, считает педагог: лучшими в классе бывают ребята, которых воспитывает одна бабушка.

  Профсоюзная работа стала важным дополнением к педагогической работе Олега Игоревича. Однако совмещать одно с другим оказалось непросто: на все не хватает времени, тем более что планов у нового председателя городской организации – громадье. «Возглавить организацию убеждали недолго. Я знал, что ситуация непростая, а дел впереди много, но чем быстрее начать, тем быстрее будет результат. В профсоюзной работе все для меня новое, ей нужно заниматься кропотливо», - рассказывает новый председатель. Первая задача, которую перед собой поставил Олег Игоревич – повышение численности членов профсоюза. Для того, чтобы работники учреждений образования вступали в профсоюз, они должны видеть работу организации. Значит, нужно заявить о себе. Даже если увеличивать членство, использовать административный ресурс, то это даст кратковременный эффект, а вскоре все сойдет на нет. Первый этап – поднять узнаваемость организации. За ним – становление, развитие, сплочение людей и создание профсоюзной команды, которая будет мне помогать и поддерживать. Ещё в перспективе – создание собственных планов работы для районной организации. Сейчас в основе всех планов в районах планы работы областной организации Профсоюза, но Олег Игоревич убежден, что в на местах нужно самостоятельно оценивать ситуацию и планировать работу профсоюза.

  Новый председатель взялся за дело с энтузиазмом: практически каждую неделю он посещает одно или несколько учреждений, знакомится с работниками, обсуждает проблемы. С 1 января были созданы две новые первичные профсоюзные организации, в которые вступила половина работников. Педагоги нового лидера принимают хорошо, несмотря на то, что в тонкостях профсоюзной работы и проблемах отрасли он только начинает разбираться. Для повышения узнаваемости организации районная организация профсоюза провела впервые за много лет смотр-конкурс художественной самодеятельности. Цель была – показать, что в образовании работают талантливые люди, которые могут себя достойно показать на большой сцене. Райком профсоюза тесно сотрудничает с учреждениями культуры. В конце марта будут подведены итоги районного конкурса на лучший профсоюзный уголок: к подготовке материалов организации подошли творчески, особенно отметились детские сады.

  В формировании команды у нового председателя тоже есть определенные успехи: большую помощь ему оказывает бывший председатель и действующий член президиума районной организации Профсоюза Александр Малков. Партнерские отношения сложились у Олега Игоревича и с начальником районного управления образования. В Сокольском районе, как и во многих других, учреждения испытывают сложности с выполнением указов Президента. Выделенного финансирования для выполнения «дорожной карты» недостаточно и руководители вынуждены задумываться о сокращении штата работников. Райком профсоюза выступил с инициативой и принял решение обратиться с просьбой к областным чиновникам разрешить учреждениями заморозить на год заработную плату на уровне 2014 года и сохранить кадры. Решение оформлено в виде письма, которое, надеется Олег Игоревич, поможет начальнику управления образования отстоять свои учреждения перед департаментом образования области. Тесное взаимодействие с районной властью председатель районной организации намерен продолжать и использовать для решения самых острых вопросов: таких как повышение заработной платы непедагогических работников учреждений. «Мы исходим из того, что самое главное для наших учреждений – это сохранить кадры. Без обслуживающего персонала их работа станет практически невозможной. Поэтому наша задача – искать возможности для повышения их оплаты труда, выбирать подходящие способы, сделать эти расходы первоочередными, если в бюджете района появятся дополнительные средства», - отметил Олег Черепанов.

  Умение посмотреть на ситуацию глазами каждой из сторон социального партнерства теперь серьезно помогает Олегу Игоревичу в профсоюзной работе. «Работая в администрации района, я занимался организацией работы депутатского корпуса, подготовкой сессий, бюджетными вопросами, и теперь понимаю, что кроется за цифрами. Все отрасли выполняют важные задачи, но бюджет всегда ограничен: чтобы дать одним, нужно забрать у других. Чтобы добиться успеха, необходимо уважать друг друга и быть неравнодушными к своему району. Нужно грамотно преподносить информацию работникам о том, что есть проблемы, но есть и пути их решения», - назвал свой рецепт социального партнерства Олег Игоревич.

Ксения Тряпина

«Профсоюзная газета» № 9 от 07 мая 2015 года