Расти вместе

Версия для печатиВерсия для печати

Любому молодому специалисту поначалу работать непросто, но педагогам, учителям, воспитателям тяжело вдвойне, потому что академических знаний, приобретенных в вузе или колледже всегда недостаточно. О традициях и инновациях как составляющих профессионального становления говорили участники семинара молодых педагогов Череповецкого района, который прошел 15 сентября в Ирдоматской основной школе. Организатором мероприятия стала Череповецкая районная организация Профсоюза работников народного образования и науки.

Участие в семинаре приняли 24 молодых специалиста из различных учреждений Череповецкого района, заместитель главы Череповецкого района по социальным вопросам Александр Прокофьев, начальник управления образования района Александр Замятин, председатель областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Светлана Павлушкова и председатель Череповецкой районной организации Профсоюза Татьяна Теплякова.
«В образовании необыкновенно важен синтез знаний, методических навыков и личных качеств учителя. Полет начинается с желания летать. Хочу пожелать вам всегда с желанием идти в свой класс, работать так, чтобы и дети, и родители ценили вас и уважали», - обратилась к молодым учителям заместитель начальника управления образования Череповецкого района Ольга Кашина.
Место для проведения семинара было выбрано неслучайно. В Ирдоматской основной школе работает 18 педагогов, восемь из них – молодые специалисты до 35 лет. Трое учителей имеют стаж до пяти лет. Все педагоги в школе имеют высшее образование, семеро – её выпускники. Администрация старается создавать не только благоприятные условия в школе, но и решать проблемы молодых учителей с жильем. При содействии главы района четыре педагога получили земельные участки для строительства жилья, один педагог – двухкомнатную квартиру, ещё один – льготную ипотеку, также предоставляется компенсация за найм жилья.
В этой школе понимают, что одна из главных проблем – создание условий для самореализации и адаптации молодых кадров. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, но как бы хорошо он ни был образован, настоящая подготовка начинается в школе – с детьми, считает заместитель директора по УВР Людмила Иванова. Подготовка учебного материала, выбор методов, распределение внимания между учениками – все это на первых порах может вызывать сложности у молодого учителя. Помочь их преодолеть призваны курсы повышения квалификации, наставничество, методическая помощь, участие в педагогических советах, конкурсы, конференции, фестивали, мастер-классы на районном и городском уровне, проведение недели молодого педагога. Ещё одна важная задача - привлечение молодых педагогов к общественной жизни школы.
В рамках семинара участники побывали на двух открытых уроках – истории и математики, которые провели молодые педагоги школы. Следом посмотрели два внеклассных мероприятия и приняли участие в мастер-классе для молодых педагогов «Новости для всех».
Деловую игру, посвященную правовой компетентности педагога провела председатель областной организации Профсоюза Светлана Павлушкова. По её словам, участие в конкурсах очень важно для педагога: так он повышает свою правовую грамотность. В течение часа участники отвечали на вопросы о том, что такое статус педагога, что является основанием возникновения трудовых отношений педагога, из чего состоит заработная плата педагога и какие меры взыскания может применять к нему работодатель. Результаты игры убедили, что молодым педагогам не нужно бояться документов: каждому необходимо знать закон об образовании, Трудовой Кодекс, отраслевое соглашение и новые приказы Министерства образования.
В том, что работа с молодыми педагогами – важнейшее направление развития муниципальной системы образования, не сомневался никто из участников круглого стола – заключительного мероприятия семинара. Изменит ли подход к аттестации внедрение профессионального стандарта педагога? Что такое система учительского роста, произойдет ли сокращение отчетности, является ли рабочим временем время, которое педагог тратит на повышение квалификации? Как молодому педагогу получить участок для строительства жилья? Все эти вопросы молодые педагоги адресовали представителям муниципальной власти и Профсоюза.
О том, трудно ли молодому педагогу адаптироваться в школе, какой помощи он ждет от коллег и государства, нужно ли молодым педагогам объединяться, «Профсоюзная газета» спросила участников семинара.

Наталия Михайловна Чурина, учитель начальных классов Ботовской средней школы:

Первый год молодому педагогу в школе всегда сложно. Нужно привыкнуть и к коллективу, и к детям. Но если молодой учитель действительно хочет работать в школе, если он будет стараться, то все получится. Сейчас государство реализует активную политику по поддержанию молодого педагога: и меры финансовой поддержки, и мероприятия на сплочение молодого коллектива, что очень важно. Я на себя эту поддержку очень хорошо чувствую: мне предоставили квартиру, как только я начала работать, получила 100 рублей подъемных. И директор школы, и педагог-наставник мне помогают, консультируют во всех сложных вопросах.
Я экономист по образованию, закончила Вологодский технический университет, но ещё во время обучения понимала, что не пойду работать по специальности. Мне очень хотелось работать в школе, поэтому я начала искать вакансии, причем именно в сельских школах. Я сама выросла на селе и считаю, что в такой школе есть индивидуальный подход к каждому ребенку.
Ещё со времен университета стараюсь вести активный образ жизни и мне всегда хотелось побывать на всероссийском образовательном форуме. Я была зрительницей областного конкурса «Учитель года», где узнала о проведение форума «Балтийский Артек». Я сама на сайте заполнила заявку, её одобрили. Было очень интересно побывать на таком большом мероприятии, познакомиться с коллегами из других регионов. Мы занимались инновационным проектом в образовании – Всероссийским движением школьников. Я поставила себе цель профессионального становления, роста и такие форумы помогают её достичь. Год назад я участвовала в районном конкурсе «Педагогический дебют». Это тоже очень ценный опыт.
Своим коллегам я бы пожелала вести активный образ жизни, участвовать во всевозможных форумах и не бояться новых вызовов.

Ксения Родькина, учитель музыки Нелазской средней школы:

Я окончила Череповецкое училище искусств и уже два года работаю в школе. Я преподаю музыку, потому что уверена: нет немузыкальных, неталантливых детей и стараюсь работать так, чтобы и мои ученики в это верили. Меня очень поддерживают мои коллеги-педагоги, но определенного наставника у меня нет. В первый год было очень сложно: и в профессиональном, и в моральном плане. Даже по сравнению с тем временем, когда я проходила практику, в школе все поменялось: другие программы, стандарты и другие дети. Фактически, пришлось учиться заново, причем самостоятельно. Я считаю, что есть огромная проблема несоответствия нашего педагогического образования стандартам и требованиям, которые предъявляет педагогу школа.
Мне бы очень хотелось какой-то стабильности в образовательных процессах. Хочется верить в школе, что бесконечные новшества ведут нас к прогрессу, но для их реализации не всегда адаптированы школы и учителя. Электронные журналы мы заполняем в свободное время дома, потому что в школе просто нет для этого технической возможности
Нет и полного понимания и того, как формируется моя заработная плата, хотя в целом уровень заработной платы стал заметно выше. Я считаю, что собирать вместе молодых представителей определенной профессии, не только педагогов, очень нужно: здесь мы учимся у других и показываем себя.

Татьяна Мауткина, педагог дополнительного образования Дома пионеров и школьников:

Наш совет молодых педагогов Череповецкого района был создан 1,5 года назад для помощи в адаптации молодежи, оказания методической помощи и привлечения молодых педагогов к активной жизни в районе. За это время мы провели несколько мероприятий: конкурс декоративно-прикладного творчества «Левша», интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», фотоконкурсы. В этом году мы планируем создать электронную приемную по вопросам аттестации педагогических кадров для молодых педагогов.
Семь лет назад, когда я пришла работать, на такие семинары приезжали по несколько человек. Сейчас в школах много молодежи, они хотят общаться, участвовать в мероприятиях, и им очень нужна организация, которая может помочь. С каждым годом нас все больше, наше общение теснее, дружнее и интереснее, но нам есть куда расти вместе.

Ксения Тряпина
«Профсоюзная газета» № 15 от 29 сентября 2016 года