Новая смена

Версия для печатиВерсия для печати

Молодежь — предмет и надежд, и разочарований профсоюзного движения. «Свежая кровь» необходима, но не любой ценой: в наличии должно быть и инициативность, и понимание профсоюзных целей и задач, и ответственность. О том, зачем профсоюз молодежи и молодежь профсоюзу, с какими проблемами сталкиваются молодые учителя на селе «Профсоюзная газета» поговорила с председателем Совета молодых педагогов Вологодского района Михаилом Поляковым.

- Ваш выбор профессии сложно назвать тривиальным. Как решили стать педагогом?

Это получилось неожиданно. Сначала я учился на факультете экологии ВоГТУ, но понял, что не мое. В поисках занятия по душе я проходил психологические тесты, и они показали, что мне противопоказано работать с детьми. В результате я решил проверить и поступил в Белозерский педагогический колледж. Знаю, что кажется странным сменить университет в областной столице на колледж в маленьком городке, но я не пожалел о своем выборе. Дело в том, что только в Белозерском колледже была специальность «Педагогика дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности детей», которая меня заинтересовала. Проще говоря, это тренер спортивных секций. Я закончил колледж с красным дипломом и решил отдать долг Родине, послужить в армии. Это решение, как я потом понял, не было однозначно правильным, потому что лишило меня подъемных, которые получают молодые педагоги, работающие на селе.
После армии я начал работать педагогом в Васильевской школе Вологодского района и столкнулся со множеством трудностей, к которым не всегда готовы молодые педагоги. Причем далеко не во всем могли помочь и опытные наставники, которые привыкли работать по старинке. Курсы повышения квалификации дают поверхностные знания, поэтому я решил продолжить свое образование и поступил в Вологодской педагогический университет и заочно его окончил.
Обстоятельства сложились так, что я вернулся в родное село Березники и сейчас продолжаю работать в Березниковской школе.
Мой выбор профессии был осознанным, и до сих у меня не было и мысли сменить сферу деятельности.
То, что я родился и вырос в деревне помогло мне адаптироваться в сельской школе, но все оказалось не так, как я ожидал. Молодому педагогу непросто справиться без государственной поддержки, с небольшой зарплатой. На самом деле, приходится не жить и развиваться, а просто выживать. Чтобы заработать хоть что-то, нужно работать минимум полсуток. Когда я только пришел в школу, то вел физкультуру с 1 по 10 класс по 7 уроков в день без учета времени подготовки к ним. Однако трудности не испугали, не сломили меня, я их воспринял как должное.

- Многие не выдерживают и уходят в менеджеры.

Ну кто-то же должен детей учить. На место возрастных педагогов должен кто-то приходить. Я знаю, омоложение образования — это непростой вопрос, но здесь инициатива должна исходить от государства.

- Мэр Москвы Сергей Собянин недавно заявил, что на селе живут 15 миллионов «лишних» россиян. Должны ли все уезжать в города?

Меня повергли в ужас эти слова. Раньше деревня была основой, фундаментом страны. Блага производились на селе и кормили города. Сейчас конечно, все не так. Село — это единый организм, и если один из органов — школа, производство, дом культуры — не функционирует, то деревня болеет и умирает. Оптимизация образования сказывается и на сельском хозяйстве. Потому что люди, которые приезжают работать на предприятия, в первую очередь, спрашивают, если в селе школа и детский сад. Нет людей — нет деревни.
В нашей школе, когда я учился, в классе было 24 человека, сейчас — по 2. А ведь прошло всего десять лет.
При дальнейшей урбанизации мы потеряем сельское хозяйство и стране придется ввозить продовольствие из-за рубежа. Может быть, для государства это более экономичный вариант.
Лично мне некомфортно жить в городе: плохая экология, пробки, суета, грязь. Кому-то это нравится, но мне нет. Жить и работать в городе — это не синоним успеха.

- Общественная работа — это тоже от желания решить проблемы, с которыми сталкивается молодежь на селе?

Всегда считал, что нужно работать не для галочки, а ради реальных дел. В нашем Новленском сельском поселении очень много молодежи. Молодежь активная, но координирующей силы нет. Я, как член Молодежного парламента Вологодского района, решил стать этим звеном, которое помогает их деятельность, их силы направлять куда-то выше. Чтобы инициативы не оставались внутри поселения, происходил обмен опытом. Мне не хочется, что работающая молодежь замкнулась в круге «дом-работа-дом».

- С профсоюзом мотивы были схожими?

Членом профсоюзной организации я стал сразу, как только пришел работать в Васильевскую школу. Честно говоря, поначалу не слишком понимал работу профсоюза, но участие во Всероссийской педагогической школе в корне поменяло мое отношение. Я понял, какую огромную работу проводит профсоюз и как она важна для молодых учителей. Все полученные знания я решил донести до своих коллег и товарищей через создание в районе Совета молодых педагогов. Важно, чтобы молодые учителя не оказывались один на один со своими проблемами, чтобы им было, к кому обратиться и получить ответы на свои вопросы.

- Обучающие мероприятия для профсоюзной молодежи полезны?

Благодаря обучению, я понял, что профсоюз — это большая и дружная семья. Раньше мне тоже казалось, что я плачу взносы и они каким-либо способом возвращаются ко мне. Такой материальный обмен. Учеба, общение с профсоюзными лидерами, обмен опытом дали мне понимание, что профсоюз занимается огромными, важными делами, помогает педагогам в их трудовой жизни и дает возможность расти и развиваться.
Я знаю, что у многих учителей такое же отношение к профсоюзу, какое было у меня раньше. И я намерен его изменить. Нужно помогать, поддерживать людей, а не тратить профсоюзные взносы на чаепития. Я провел беседу со своими коллегами и после нашего общения ещё несколько учителей написали заявление о вступлении в профсоюз и теперь в нашей школе 100-процентное членство.

- Отношение к профсоюзу у молодежи и старших коллег как-то различается?

Молодежь многие вещи воспринимает эмоционально. Старшее поколение воспринимает только конкретные примеры. У нас есть организации, где нет профсоюза, и это большая потеря для района. Сейчас я думаю над проектом, как переубедить их, вдохновить положительным опытом, результатом.

- Какую роль в этом играет информационная работа?

Молодежь получает информацию через социальные сети. Но есть возрастные педагоги, и их информированность зависит от председателей: не требует ни особенного времени, ни средств раз в неделю рассказать коллегам о том, что происходит в профсоюзном движении на разных уровнях. Тогда не было бы разговоров о том, что профсоюз ничего не делает. Если мы не будем разговаривать с членами профсоюза, едва ли у нас получится укрепить наши организации. Лично я не вижу ни одной весомой причины для того, чтобы выйти из профсоюза. Значит, эти причины возникают из-за информационного вакуума.
Мы с молодыми коллегами встречаемся раз в месяц, обсуждаем наши проблемы, приглашаем представителей администрации района, создали группу Вконтакте. Уверен, наша совместная работа принесет результат.

«Профсоюзная газета» № 1 (1167) 2018