Галина Меркулова: "Сегодня с удовлетворением можно отметить, что нам удалось не только сохранить, но и организационно укрепить Профсоюз, повысить его авторитет"

Версия для печатиВерсия для печати

ДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРОФСОЮЗА Г.И. МЕРКУЛОВОЙ НА VI СЪЕЗДЕ ПРОФСОЮЗА 31 МАРТА 2010 Г.

Добрый день, уважаемые делегаты и гости Съезда!

Позвольте поздравить вас с началом работы нашего Съезда.

Сегодня нам предстоит подвести итоги деятельности Профсоюза за прошедшие пять лет.

Учитывая, что мы подготовили вашему вниманию достаточно объемный отчет о проделанной работе, с которым вы уже имели возможность ознакомиться, думается было бы целесообразным в своем выступлении остановиться, прежде всего, на проблемах, которые являются наиболее актуальными в нынешнее время, на тех вызовах, которые стоят перед образованием, а значит и перед Профсоюзом. И, естественно,  на тех задачах, которые нам вместе предстоит решать. 

Только что закончилась большая отчетно-выборная кампания. Сегодня с удовлетворением можно отметить, что нам удалось не только сохранить, но и организационно укрепить Профсоюз, повысить его авторитет, добиться качественной реализации приоритетных направлений деятельности по защите трудовых прав и профессиональных интересов работников системы образования, социально-экономических прав  студентов.

В целом нам удалось выстроить работоспособную структуру, умножить кадровые, информационные, финансовые ресурсы и подтвердить способность Профсоюза противостоять различным внешним вызовам и угрозам.

Слайд 2

Общероссийский профсоюз образования сегодня – это авторитетная,  организация, объединяющая в своих рядах более пяти миллионов учителей, воспитателей, преподавателей, других работников и студентов. Несмотря на сокращение общей численности работающих в отрасли и влияние других факторов, в частности возникновение конкурентной среды, нам удалось избежать резкого изменения колебаний численности членов Профсоюза, а в трети территориальных организации удалось добиться приращения численности членов профсоюза.       

За этими иллюстрациями стоит большая профессиональная и организаторская работа всех уровней организаций Профсоюза, и я благодарю вас всех за это.

В ходе отчетов и выборов произошла смена порядка 20% руководителей профсоюзных организаций. В Профсоюз пришло много новых, в том числе  молодых кадров и профсоюзных активистов.

 

Последние пять лет деятельность Профсоюза осуществлялась в период активизации усилий государства по реформированию бюджетной сферы. В связи с реформой федеративных отношений и местного самоуправления  происходил процесс перераспределения полномочий между уровнями власти в социальной сфере, в том числе в области образования. Эти процессы сопровождались активным  проведением бюджетной реформы, изменением налогового, гражданского и трудового законодательства, что, в свою очередь, приводило к существенным изменениям в  законодательстве в сфере образования.

Курс государства, направленный на децентрализацию системы образования, передачу все в большей степени ответственности за ее функционирование на уровень субъектов федерации и муниципалитетов, внедрение рыночных механизмов хозяйствования учреждений образования, введение новых подходов в процессы управления системой образования, попытки отказа от субсидиарной ответственности государства за деятельность в полном объеме образовательных учреждений  - обязывал  Профсоюз определять свое отношение к этим процессам.

При это мы не могли позволить себе,  выражая несогласие с этими процессами, ограничиваться лишь критикой.  Мы считали необходимым добиться корректировки политики государства в отношении образования или, как минимум, уменьшения возможных социальных рисков, связанных с реализацией такой государственной политики.

Мы по-прежнему уверены в том, что образование – это сфера ответственности государства. Попытки широкого (повсеместного) внедрения рыночных механизмов хозяйствования в сфере образования вряд ли приведут к реальному повышению качества образовании. 

Считаем, что важнейшим условием обеспечения конституционных гарантий прав граждан на получение доступного и качественного образования является значительное увеличение ресурсного обеспечения сферы образования, повышение социального статуса педагогических работников, уровня социальных гарантий работающих и обучающихся в сфере образования.

Эту позицию Профсоюз отстаивал в ходе переговоров с Правительством РФ, региональными и местными органами власти, при участии в работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, при заключении Отраслевого соглашения с Рособразованием, при подготовке предложений к законопроектам, при взаимодействии с Минобрнауки и Минздравсоцразвития России, Государственной Думой, Советом Федерации, а также в ходе проведения массовых акций.

Важной особенностью в деятельности профсоюзных организаций всех уровней в отчетный  период стал  поиск эффективных форм и способов защиты прав и интересов работников образования и студентов, приведший к необходимости глубинной перестройки работы всего Профсоюза в новых обстоятельствах.

Руководители региональных, районных, городских организаций Профсоюза учились инициировать предложения по формированию регионального законодательства, разбираться в вопросах экономики образования, в огромном разнообразии подходов к оплате труда работников. Произошел настоящий рывок в повышении экономической и правовой компетентности профсоюзных кадров и актива всех уровней.

Благодаря этому удалось удержать многие социальные гарантии для работников и обучающихся, которых Профсоюз добивался годами упорного труда. А некоторые гарантии, благодаря значительным усилиям наших территориальных организаций, утраченные на федеральном уровне, удалось восстановить на региональном (санаторно-курортное лечение, оздоровление работников и студентов и многое другое).

Профсоюз стал одним из активных и востребованных участников различных общественных институтов в системе государственно-общественного управления образованием, при обсуждении и реализации  инновационных образовательных проектов и программ, таких как ПНПО и КПМО, осуществление в организации объективной оценки и популяризация лучшего опыта коллективов школ и лучших учителей.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

На сегодня сложилась достаточно стройная многоуровневая система социального партнерства, что  во многом  определила успешную деятельность профсоюза в этот период.

На сегодня практически во всех учреждениях, где действуют профсоюзные организации, заключены коллективные договоры, во всех субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях подписаны региональные и территориальные соглашения. Действует федеральное отраслевое соглашение на 2009-2011 годы.

Хорошим заделом в создании устойчивости Профсоюза по отношению к происходящим изменениям явилось и создание в Профсоюзе таких горизонтальных структур, как СКС и КСП и их Президиумы, которые на протяжении последних 5 лет внесли существенный вклад в деятельность Профсоюза и воспитали новый профсоюзный актив.

Несмотря на системность развития социального партнерства в сфере образования время продиктовало необходимость выйти за его традиционные рамки и обрести новый опыт взаимодействия с законодательной и исполнительной властью всех уровней,  развития и расширения социального диалога с государственными и общественными институтами в решении  задач по реализации стратегических направлений развития, определенных в сфере образования.

Мы прекрасно  с вами понимаем, что социальное партнерство – это важнейший правовой механизм, определяющий взаимоотношения Профсоюза и его партнеров в решении всего спектра проблем в образовании.

В дальнейшем необходима  организация системной работы по совершенствованию коллективно-договорного регулирования  трудовых отношений, прежде всего, на уровне  образовательных учреждений, с тем, чтобы, в условиях все более активного внедрения рыночных механизмов  хозяйствования в сферу образования, расширения самостоятельности образовательных учреждений содействовать обучению работников новому экономическому поведению, формированию ответственного работодателя и ответственного работника .

Нам необходимо добиваться, чтобы конкретные обязательства власти в региональных соглашениях распространялись не только на подведомственные учреждения, но и на все учреждения системы образования в субъекте РФ.

В противном случае трудно рассчитывать на успешную реализацию в каждом регионе, каждой школе приоритетных направлений государственной политики в сфере образования.

Методика оценки эффективности коллективно-договорного регулирования которая разработана на базе отраслевой лаборатории, созданной ЦК Профсоюза совместно с Рособразованием в Рязанском государственном радиотехническом университете, доказала свою эффективность.

Нам необходимо активно использовать эту методику для оценки эффективности региональных соглашений. Мы ставили перед собой эту задачу, но пока она не выполнена.

И конечно, предстоит непростая работа по обеспечению преемственности в работе по реализации заключенного Отраслевого соглашения на 2009-2011 гг. уже с Министерством образования и науки РФ, в связи с произошедшим упразднением Федерального агентства по образованию.

ПНПО И КПМО

Как я уже говорила, прошедший период характеризовался активным развитием процессов модернизации российского образования, Следует признать, что за это время в системе образования произошли серьезные позитивные изменения.

В три раза за это время увеличился объем финансирования образования.

Несомненно позитивную роль сыграла для образования реализация ПНПО (Приоритетный национальные проект «Образование») с выделением значительных дополнительных финансовых ресурсов.

В основу этого проекта были заложены такие принципы как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений, а также обновление организационно-экономических механизмов на всех уровня системы образования.

В результате активного включения в реализацию этого проекта Профсоюзу, его территориальным организациям удавалось вносить свои предложения, как на федеральном, так и на региональном уровне, коррективы практически в каждое из его направлений, что позволило расширить число участников проекта, как работников образования, так и учреждений основного,  высшего, начального и среднего профессионального образования.

В результате переговоров Профсоюза с представителями фракции «Единая Россия» в Государственной Думе на 2010 год сохранен порядок финансирования из федерального бюджета, выплаты денежного вознаграждения педагогическим работникам за выполнение функций по классному руководству.

Участие представителей Профсоюза в работе советов, экспертных комиссий, рабочих групп по реализации ПНПО в регионах позволило обеспечить гласный и прозрачный характер конкурсного отбора лучших учителей и школ, повысить уровень доверия к объективности принятых решений и избежать ухудшения морально-психологического климата в коллективах.

В каждом втором регионе были приняты дополнительные решения о поддержке лучших учителей и школ за счет региональных и муниципальных бюджетов. В итоге количество школ и учителей, получивших гранты, возросло по сравнению с федеральными квотами в среднем соответственно на 40 % и     30 %.

Нельзя оставить без внимания значительное улучшение учебно-материальной базы учреждений общего образования (лабораторное оборудование, предметные классы-комплекты, компьютеры, подключение к Интернету и т.д.).

И еще следует признать, что в последние полтора года, в условиях  развивающегося финансово-экономического кризиса власть предприняла серьезные меры, чтобы в бюджетной сфере не произошло провалов, массовой задержки выплаты заработной платы, как это было во внебюджетном секторе экономики.

Примером тому может служить прошлый летний период, когда  в условиях дефицита бюджетов практически всем педагогическим работникам своевременно были выплачены отпускные,  понимаем, что это было непросто.

Хотелось бы, чтобы предстоящий отпускной период был организован для работников также без срывов.

Одним из направлений ПНПО явился КПМО (комплексный проект модернизации образования) – территориальные организации профсоюза 31субъекта РФ, ставших победителями этого конкурса, также проделали большую работу, участвуя в разработке нормативной правовой базы по всем направлениям и, прежде всего, по формированию новых систем оплаты труда. Конечно, в этих субъектах произошли весомые позитивные изменения, но это был для них  сложный период.

Специалисты ЦК Профсоюза оказывают необходимую экспертную, методическую помощь организациям. Организован профсоюзный мониторинг с целью проведения системного анализа эффективности введения НСОТ.

Учитывая, что процесс введения НСОТ сопровождался  сокращением кадров, реорганизацией и ликвидацией учреждений образования – правовые службы профсоюза уделяли постоянное внимание соблюдению трудовых прав работников, проведению систематического мониторинга на рынке труда в сфере образования.

Что касается проблем, связанных с введением НСОТ, я еще вернусь к ним несколько позже.

«НАША НОВАЯ ШКОЛА»

2010 год ознаменован двумя важнейшими событиями: - начался объявленный Президентом России «Год учителя», утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Жаль, что проведение таких важных инициатив начинается в условиях продолжающегося экономического кризиса.

В январе т.г. в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие «Года учителя», в котором принял участие Президент России Д.А. Медведев.

Учитель!  Невероятно сложная и ответственная профессия, которая заслуживает уважения и благодарности.

Объявляя инициативу «Наша новая школа», Президент подчеркнул, что школьное образование является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны.

Понятно, что успешного ученика может воспитать успешный учитель, успешная, а значит, развивающаяся школа.

Развивающая – значит создающая условия для развития и самореализации учителя, а это – и сами условия организации его труда, условия для профессионального роста, предоставление возможности системного повышения квалификации, предоставление возможности продемонстрировать свои успехи и свое мастерство.   Учитель должен ощущать вкус своего педагогического успеха.

Уверена, что успешное образовательное учреждение – это достояние государства.

И мне кажется, что здесь очень уместны слова  Анри Барбюса - «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».

Профсоюз в рамках «Года учителя» объявил проведение Всероссийской акции «В каждом живет учитель», идею которой можно передать словами стихотворения Р. Рождественского: «Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле». 

Уверена, что если не изменить в обществе отношение к учителю, вряд ли можно рассчитывать на успешную реализацию любых реформ.

Утверждение амбициозного проекта «Наша новая школа» внушает надежду на серьезные перемены. Но, для того, чтобы проект не остался прекрасной фантазией, важно и в условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса определить приоритеты и конкретные этапы реализации проекта, их финансовое обеспечение.

ПЕДОБРАЗОВАНИЕ

Серьезные изменения в ближайшие 2-3 года должны произойти в системе педагогического образования, как в части его содержания, так и его структуры.

Вопрос о реформе педагогического образования будировался давно, но сегодня процесс ее подготовки достиг активной фазы.

В частности, в условиях перехода на уровневое высшее педагогическое образование обсуждаются два подхода к формированию федерального государственного стандарта подготовки бакалавров одновременно по двум профилям педагогического образования.  Один - 5-летний  (автор – МГПУ им. Ленина), второй – 4-х летний бакалавриат (авторы – Российский гос. педагогический университет им. Герцена и МГППУ, разработанный на базе РАО), который предполагает введение интернатуры  на 5-й год с прохождением непрерывной педагогической практики на выпускном курсе.

Что же касается структурных изменений, то Ассоциация педагогических университетов и институтов высказывает мнение, что именно ведущие педагогические университеты и классические университеты должны стать центром педагогического образования.

На  основе базовых педагогических университетов в федеральных округах предлагается сформировать комплексы непрерывного педагогического образования с включением в них педагогических академий, институтов, педколледжей и учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров образования.

Главное, чтобы любые структурные изменения, интеграционные процессы делались не ради реорганизации, а решения принимались очень взвешенно, чтобы система педагогического образования обеспечивала необходимый уровень подготовки учителей новой школы.

В предыдущие годы наш Профсоюз подвергался справедливой критике по поводу того, что мы концентрируем свое внимание преимущественно на  вопросах, связанных с заработной платой. Конечно, эти вопросы продолжают относиться по понятным причинам к числу приоритетных.

Но в сегодняшних условиях Профсоюз,  наряду с  традиционными,   определил для себя новые задачи, связанные с обеспечением своего участия в обновлении содержания и повышении качества образования, проведении экспертизы  проектов федеральных государственных стандартов образования, совершенствовании проведения ЕГЭ, разработке предложений по улучшению системы подготовки и повышения квалификации учителей и других педагогических работников.

Так, в 2009 году Профсоюз впервые стал участником общественной  экспертизы проекта федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предпринятые Профсоюзом меры позволили улучшить в Стандарте разделы, касающиеся требований к кадровым условиям реализации основной образовательной программы  начального  общего образования, условиям работы педагогических работников.

Участвуя в работе комиссии при Президенте России профсоюз также внес свои предложения по совершенствованию проведения единого государственного экзамена.

Хочу отметить, что ряд руководителей территориальный организаций уже участвует в работе наблюдательных советов при проведении ЕГЭ.

Кроме того, сформированы  и направлены Председателю Правительства РФ В.В.Путину предложения Профсоюза в рамках  обсуждения проекта  национальной инициативы «Наша новая школа»,  в частности, по ускорению решения задач  повышения квалификации  учителей, повышению качества и системности этого процесса.

Профсоюз выступает инициатором  принятия  федеральной программы  «Педагогические кадры России»  с софинансированием из бюджетов всех уровней, а также  принятия  «Профессионального стандарта учителя».

Важно искать подходы к участию Профсоюза в процессе формирования общественно-профессиональной экспертизы качества образования. Это сложная работа и в организационном, содержательном плане и в плане практической реализации.  Но мы обязаны освоить это направление деятельности с учетом требований времени, и потому, что мы – Профессиональный союз.

ЗАДАЧИ ПРОФСОЮЗА В СВЯЗИ С УСКОРЕНИЕМ ПРОЦЕССОВ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО И ДРУГИХ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОВОДИМОЙ РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Достаточно серьезные преобразования происходят и предстоят в самое ближайшее время в сфере профессионального образования.

К числу основных можно было бы отнести целый ряд нововведений, ставящих своей целью закрепление и дальнейшее развитие важнейших институциональных изменений структурного и содержательного характера, повлиявших в последние годы на облик  всей системы профессионального образования.

Снижение конкурентоспособности российского высшего профессионального образования, качества и эффективности подготовки специалистов, а также пробуксовка процесса интеграции образования, науки и производства создали предпосылки для формирования новых подходов к ускоренным и более глубоким преобразованиям в системе высшего профессионального образования.

Государственная политика в сфере профессионального образования сегодня направлена  на серьезную дифференциацию учреждений профессионального образования, установление дополнительной государственной поддержки наиболее продвинутых из них  -  лидеров, готовых уже сегодня к решению задач кардинального улучшения качества подготовки специалистов и способных стать основой новой институциональной структуры высшей профессиональной школы, отвечающей требованиям времени.

Введено  понятие такой категории высшего учебного заведения как «национальный исследовательский университет», где в равной степени реализуются образовательные программы и выполняются фундаментальные и прикладные научные исследования. Сегодня таких вузов насчитывается 14.   В настоящее время объявлен новый конкурс.

Создание Сибирского и Южного федеральных университетов, которые объединили в себе потенциал восьми достаточно крупных вузов и ряда структур РАН, явилось принципиально новым шагом в работе по перестройке сети образовательных учреждений, созданию новых категорий вузов.  Аналогичные университеты создаются в каждом федеральном округе.

Реструктуризация подведомственных теперь уже Минобрнауки РФ учреждений идет путем их интеграции, укрупнения по принципу создания многоуровневых комплексов, предусматривающих интеграцию науки, образования и производства, концентрацию кадровых, финансовых и материальных ресурсов,  которые,  как предусматривается, возьмут на себя  немалую нагрузку в кадровом  и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора национальной экономики.

Мы хорошо понимаем, что эффективное функционирование образовательных учреждений нового типа, их успешное, поступательное развитие  возможно, только если у коллектива будет присутствовать понимание перспектив и стратегии развития вуза, если он будет  заинтересован в результатах этой деятельности, если его представители будут включены в органы управления образовательным учреждением в целях реализации  общественно-государственного подхода к управлению учреждением.

Оптимизация сети учреждений профессионального образования преследует, в том числе, задачу  достижения сбалансированности ее взаимоотношений со сложившимся в России рынком труда, с потребностями населения в получении качественных образовательных услуг.

И естественно в этих процессах нас не может не тревожить судьба коллективов образовательных учреждений и каждого работника в отдельности.

Первичным профсоюзным организациям образовательных учреждений профессионального образования предстоит значительно активизировать работу по обеспечению и реализации представительской функции Профсоюза в управлении образовательными учреждениями, а также по соблюдению трудовых прав работников.

Профсоюзный комитет должен сделать все от него зависящее, чтобы коллективный договор вуза предусматривал мероприятия по переподготовке, повышению квалификации, содействию занятости работников и соблюдению их прав при возможном увольнении в условиях реорганизации учреждений.

В 2007-2009 годах образовано 39 научно-образовательных центров, которые предполагается активно задействовать при организации массовой переподготовки профессорско-преподавательского персонала, в том числе для перехода на уровневую систему высшего  профессионального образования.

Концентрация образования в крупных вузах, образовательных  комплексах рассматривается властью как способ выживания и сохранения высшей школы в условиях демографического спада и увеличения конкуренции между высшими образовательными учреждениями .

За 10 лет произошло резкое сокращение численности выпускников школ. Прогнозируется, что через 2-3 года  ежегодный выпуск из школ может сократиться до 700 тыс. человек.  Соответственно резко снизится ежегодный прием на первый курс и общее количество студентов.  Так будет  продолжаться 9 - 10 лет.

Продолжает уменьшаться число учреждений  среднего и начального профессионального образования:

Сегодня крайне актуально для формирования пакета знаний и навыков у обучающихся в соответствии с запросами современной экономики и реального производства участие работодателя в наполнении учебного процесса новым содержанием.

Бизнес, тем не менее, пока неохотно взаимодействует с вузами в подготовке специалистов с высшим образованием. По оценке самих работодателей, в среднем лишь 10-20% специалистов предприниматели набирают из числа выпускников вузов.

Вместе с тем, в соответствии с провозглашенным  руководством страны курсом на ускоренное развитие инновационной экономики объединения работодателей намерены  усилить влияние на определение объема  подготовки специалистов в вузах, а также  на формирование требований к качеству подготовки специалистов для экономики.

Все это ведет к необходимости  пересмотра и расширения  нами  спектра основных направлений деятельности профсоюза, к необходимости включаться в  процессы взаимодействия с работодателями.

Важно наладить в рамках трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений всех уровней постоянную работу по обсуждению и решению вопросов подготовки и переподготовки кадров для региональной экономики, особенно в условиях введения уровневой системы высшего профессионального образования.

От результатов этой работы зависит сохранение нынешних и создание новых рабочих мест в вузах и других учреждениях профессионального образования.

По нашему представлению, задача  нашего профсоюза - содействовать повышению эффективности социального диалога  в этих комиссиях. Необходимо снова провести переговоры  с Российским Союзом ректоров, другими общественными объединениями работодателей в сфере профессионального образования по неоднократно высказанному нами предложению о  внесении дополнений в  их уставы с тем, чтобы стать полноправными участниками стороны объединений работодателей в трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений  любого уровня.

 

В условиях, когда всеобщие процессы глобализации  сделали  невозможным  обеспечение  конкурентоспособности  замкнутых  национальных образовательных систем, перед Россией встала задача вхождения российской системы профессионального образования в единое мировое научно-образовательное  пространство.

Как вы знаете, необходимость решения этой задачи привела к  подписанию Россией Болонской декларации, которая в этом году уже отмечает свой десятилетний юбилей. Центральным  направлением в  реализации основных принципов декларации  стала  подготовка к переходу на уровневую систему высшего образования.  Закон об уровневом  высшем профессиональном образовании в России вступает в силу с 1 января 2011 года.

В каждом вузе  переход на уровневую систему высшего образования означает не только распределение студентов по уровням подготовки: бакалавр, магистр, специалист. Это - изменение содержания  образовательных программ,  структуры  и форм учебного времени, а также нагрузки преподавателей и многое другое.  Профсоюзным организациям предстоит непосредственно включиться в эти процессы .

В связи с предполагаемыми  изменениями территориальным организациям Профсоюза предстоит  содействовать созданию и совершенствованию практически работы новых моделей первичных профсоюзных организаций, объединяющих членов профсоюза различных образовательных учреждений, в многоуровневый и многофункциональный образовательный (научно-образовательный) комплекс, проводить мониторинг эффективности деятельности новых   профсоюзных организаций.

Безусловно, перед территориальными и первичными профсоюзными организациями   будет  стоять важная задача - повышения авторитета и статуса профсоюзной организации  в условиях увеличивающейся самостоятельности образовательных учреждений профессионального образования, когда  решения многих вопросов будут  зависеть  от сплоченности коллективов  работников и студентов в деле защиты своих интересов, а также от профессионализма и активной  позиции   их  представительных органов.

Полагаем, что  Профсоюзу,  его территориальным и первичным  организациям  целесообразно начать работу по разработке модели и  проведению профсоюзными  организациями  вузов, (других  учреждений профессионального образования) социального аудита  по вопросам развития социальной инфраструктуры и условий проживания в общежитиях, организации питания,  занятий спортом, оздоровления студентов, условий их обучения, а также условий труда и повышения квалификации преподавательского состава, возможностей оздоровления работников и другим  значимым положениям  коллективных договоров и соглашений.

Уверена, что такая информация будет востребована и абитуриентами и родителями и, в конечном счете, скажется на качественном  составе первокурсников и, следовательно, послужит повышению рейтинга   образовательного учреждения в условиях развивающегося процесса конкуренции, а также может  с пользой  быть применена при  аккредитации вузов и других учреждений профессионального образования.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

За отчетный период средняя заработная плата в сфере образования увеличилась в 2,7 раза, в то время как по экономике страны в целом – в 2,5 раза.

Потребительские цены увеличились практически на 60 %. В итоге реальная заработная плата в сфере образования увеличилась в 1,7 раза, а по экономике в целом в 1,5 раза.

Разрыв между уровнем оплаты труда работающих в сфере образования и её уровнем в среднем по экономике страны сократился за отчетный период на 10 пунктов, с 40 до 30 %.

За прошедшие годы, в период до начала введения новых систем оплаты труда индексация заработной платы в бюджетной сфере проводилась 5 раз. И здесь можно с уверенностью сказать, что во многом это – результат активных переговоров и коллективных действий нашего Профсоюза во взаимодействии с Советом Ассоциации и при поддержке ФНПР.

Конечно, введение новых систем оплаты труда как на федеральном, так и региональном и местном уровнях позволили в определенной степени повысить заработную плату работникам образования. Вместе с тем, поскольку введение новых систем оплаты труда проводилось в условиях ограниченных финансовых ресурсов, выделяемых на решение этой задачи, и необходимости одновременно решать широкомасштабную задачу повышения минимального размера оплаты труда, рост реальной  заработной платы работников образования был намного меньше ожидаемого ими.

Одновременно резко сократилась дифференциация в оплате труда учителей, преподавателей, научных работников - специалистов с высоким уровнем квалификации, сложности и ответственности выполняемой работы и работников, к квалификации которых предъявляются самые низкие требования.

Уже два года, с февраля 2008 года, ни на федеральном уровне, ни на уровне регионов властью не принимаются решения об индексации заработной платы в целях повышения её реального содержания в связи с ростом потребительских цен и тарифов, как предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации. Видимо, власти всех уровней надеются на то, что введение новых систем оплаты труда решит эту задачу. Но этого не происходит.  Увеличение стимулирующей части заработной платы при введении НСОТ в условиях кризиса и резкого сокращения доходной базы региональных и муниципальных бюджетов оборачивается во многих случаях снижением уровня оплаты труда работников, поскольку в первую очередь нехватка бюджетных средств вызывает уменьшение переменной части заработной платы – стимулирующих выплат.

В прошедшем году даже по усредненным статистическим данным в 65 % регионов России средняя заработная плата работников образования снижалась именно по этой причине. Правда, к концу года ситуация во многих регионах несколько исправилась. Хотя уже в текущем году эта тенденция проявилась вновь.

Для делегатов Съезда не будет откровением то, что я скажу дальше. Несовершенство примененных методик введения НСОТ привело к уменьшению заработной платы части работников образовательных учреждений, причем без ухудшения качества и уменьшения объема выполняемой ими работы. Поэтому стимулирующая часть фонда оплаты труда продолжает расходоваться не только на доведение заработной платы до уровня установленного федеральным законом нового размера МРОТ, не только на повышение заработной платы администрации учреждений, но и на то, чтобы работники просто не получали меньше того, что они зарабатывали до введения НСОТ.

Все сказанное мною заставляет нас решительно настаивать на ускорении принятия решения властью всех уровней о проведении индексации заработной платы работников образования, тем более, что Государственная Дума еще полгода назад признала это первоочередной задачей Правительства и порекомендовала ему использовать возможности бюджета при рассмотрении итогов его выполнения в I полугодии.

Учитывая, что высшим руководством страны дано поручение региональной власти в течение трех лет ввести новые системы оплаты труда во всех бюджетных учреждениях, полагаем необходимым добиваться, чтобы решение о введении НСОТ принималось только при условии выделения необходимых средств. Считаем, что обязательным результатом введения НСОТ должно быть не только реальное повышение заработной платы работников, но и обеспечение реальной дифференциации в оплате их труда с учетом квалификации, сложности, ответственности и социальной значимости их труда.

М Р О Т

Как вам хорошо известно, с 2007 года начался процесс резкого повышения размера МРОТ при одновременном изменении в законодательном порядке его состава, что приравняло его к понятию «минимальная заработная плата».

При такой структуре, когда в её размер включается помимо тарифа и компенсационные и стимулирующие выплаты – это превратилось практически в иллюзию. И если первое повышение прошло более или менее безболезненно, то установление МРОТ в 4300 руб. без дополнительного увеличения фонда оплаты труда, привело практически к схлопыванию дифференциации в оплате труда работников разного уровня квалификации, что еще больше усложнило начавшийся процесс введения новых систем оплаты труда.

В результате получилось как всегда: посыл был позитивным, а реализация – негативная. Если мы и дальше будем двигаться таким же путем, то скоро и уборщица, и профессор будут получать одинаковую зарплату.

На наш взгляд, в сложившейся ситуации необходимо предпринять следующие шаги:

  • изменить состав МРОТ (последнее решение президиума Верховного Суда подтвердило правильность нашей позиции.);
  • провести индексацию заработной платы через увеличение фондов оплаты труда с тем, чтобы начать восстанавливать дифференциацию в оплате труда.

А затем, уже в зависимости от ситуации, предстоит обсуждать, какие шаги следует предпринимать в дальнейшем. Конечно, это в полной мере касается  не только учреждений федерального, но и регионального, и муниципального подчинения. Иначе опять все превратится в профанацию.

Несколько слов относительно введения новых систем оплаты труда в субъектах РФ, начало которому положил комплексный проект модернизации образования.

Победителями двух этапов этого конкурса стал 31 субъект РФ. Я касаюсь, конечно только части этого проекта – заработной платы. Это был очень непростой период для субъектов, наших территориальных организаций.

Вы знаете, что все эти годы мы категорически возражали против предложенной для реализации модельной методики и, прежде всего, против возложения на учителя ответственности за количество учеников в классе.

Конкурс завершился и теперь итоги и опыт предполагается распространять на  другие территории, которым введение НСОТ еще предстоит.

И здесь Профсоюз придерживается следующей позиции: прежде чем транслировать – подвергнуть этот опыт более внимательному анализу. 

Уже сегодня у нас возникает несогласие с озвученными на самом высоком уровне власти результатами произошедшего  в ходе реализации КПМО повышения зарплаты,  в частности, в сравнении их с уровнем зарплаты по экономике в целом.

Эксперты ЦК Профсоюза провели необходимый анализ и довели до сведения Министерства образования и науки РФ аргументированное мнение об    ошибочности представленных им данных.

Жаль, что руководству государства докладывается не в полной мере достоверная информация.

А основным результатом КПМО можно, на наш взгляд, считать  активизацию процесса оптимизации численности работающих в школе, интенсификацию труда учителя, а не повышение стоимости его труда.

Сегодня Президентом России поставлена цель в течение 3-х лет во всех субъектах ввести НСОТ и нормативное финансирование. Мы уверены в том, что продолжать введение НСОТ можно лишь при выделении дополнительных финансовых ресурсов,  особенно по территориям, которые уже использовали все возможности сокращения кадров. Иначе это может привести к серьезным социальным последствиям.

Введение НСОТ в федеральных образовательных учреждениях с декабря 2008 г. также прошло непросто. Важно, что нам удалось добиться концентрации средств федерального бюджета на эти цели. В результате переговоров были выделены дополнительные бюджетные средства на увеличение ФОТ на 30 %, хотя министерства экономического блока в Правительстве РФ предлагали индексировать заработную плату в бюджетной сфере в этот период лишь на уровне инфляции.

И при этом удалось сохранить действующий порядок использования образовательными учреждениями средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе для формирования штатов и заключения трудовых договоров.

В результате общая численность работников федеральных образовательных учреждений не претерпела в этот период масштабных сокращений и составила 3,1  %.   

Кроме того, удалось добиться исключения из плана рассмотрения Государственной Думой в летнюю сессию текущего года инициированного депутатами законопроекта, в котором было предложено отменить доплаты за должность доцента и профессора, установленные соответственно в размере 40 % и 60 %.

На экране, вы видите, как по данным проведенного мониторинга  изменилась средняя заработная плата по учреждениям профессионального образования за год.

Под постоянным вниманием профсоюза и его СКС был вопрос улучшения стипендиального обеспечения студентов, в результате за 5 лет стипендия выросла более чем в два раза.

МЕТОДИКА

Система образования постоянно и особенно остро в последнее время критикуется за неэффективное использование бюджетных средств.

Суть проблемы в следующем.   В начале 2009 г. Минрегионразвития России была подготовлена методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ (которая легла в основу принятого Правительством РФ постановления № 322 от 15 апреля 2009 г. «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 285 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ»).

Особенностью этой методики является то, что при расчете объема неэффективных расходов в сфере общего образования применяется целевое значение числа учеников, приходящегося на одного учителя, в количестве 15 человек. В результате применения этой методики субъекты подверглись резкой критике за неэффективное использование бюджетных средств.

С привлечением экспертов Профсоюза проведен серьезный анализ предложенных расчетов, что позволило сделать вывод о том, что применяемое целевое значение числа учеников (15) на одного учителя, является необоснованно завышенным для многих регионов России, поскольку не учитывает особенности расселения жителей конкретных территорий.

Это ставит регионы в неравные условия и искажает реальный  масштаб неэффективных расходов. 

Позиция в этом вопросе Минрегионразвития, по нашему мнению, является ошибочной, а  применение предложенной им методики расчета неэффективных расходов в сфере общего образования может привести к необоснованному массовому сокращению персонала образовательных учреждений.

Результаты проведенного анализа, а также соответствующие расчеты и обоснования мы направили Председателю Правительства РФ В.В. Путину с просьбой рассмотреть наше обращение и внести соответствующие изменения в действующую методику.

Нам кажется, что если в субъектах РФ и допускается неэффективное использование бюджетных средств, то возможно происходит это по другим причинам, которые надо выявлять, а не делать оценки на основе этой методики.

АТТЕСТАЦИЯ

Последние три года дискутировался вопрос о необходимости разработки нового варианта Положения об аттестации педагогических кадров. В этот период регионам – участникам КПМО было предоставлено право разрабатывать свои положения, против чего возражал Профсоюз, обоснованно считая это противозаконным, поскольку установление порядка аттестации педагогических работников по-прежнему относится к полномочиям соответствующего федерального органа управления в сфере образования.

Летом прошлого года Генеральная прокуратура подтвердила нашу позицию и предписала отменить эти положения и ускорить процесс подготовки нового положения на федеральном уровне.

Последнюю «точку» практически поставил Президент России в рамках инициативы «Наша новая школа», предусмотрев введение требования  периодического подтверждения уровня квалификации учителями и другими педагогическими работниками. В связи с эти теперь предусматривается два вида аттестации:

  • периодическая (добровольная) аттестация на получение квалификационной категории;
  • периодическая (обязательная) аттестация на подтверждение соответствия занимаемой должности.

В ходе совместной работы над новым Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений  Профсоюз придерживается следующей позиции:

  • аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности проходят педагогические работники, не имеющие квалификационной категории и не заявляющие о намерении пройти аттестации на получение этой категории;
  • в материалах, оформляемых для прохождения педагогическим работником аттестации на соответствие занимаемой должности руководитель учреждения обязан указывать информацию о том, были ли созданы   работнику в период, предшествующий аттестации, необходимые условия для работы и  обеспечена возможность повышения квалификации;
  • должны быть определены ясные и прозрачные критерии оценки уровня профессиональной деятельности педагогических работников  и другие разъяснения по применению нового порядка аттестации.

Если наши предложения не будут приняты, мы не будем согласовывать этот Порядок аттестации  и будем вынуждены обратиться в Минюст.

Жесткое обсуждение продолжается.

В связи с поручением Председателя Правительства РФ о необходимости повысить зарплату учителям начальных классов путем установления им нормы учебной нагрузки, аналогичной установленной для учителей основной школы, Минобрнауки России разработал подходы к изменению порядка нормирования труда педагогических работников в целом, практически выходя за рамки поручения.

Суть этих подходов заключается в том, чтобы установить учителю 36-часовую рабочую неделю и внести изменения в структуру организации его рабочего времени.

По мнению Минобрнауки, это одновременно позволит понять, сколько времени реально учитель тратит на выполнение всех обязанностей, которые на него возлагаются.

Вопрос очень непростой и относиться к подобным предложениям надо очень внимательно. Понимать, что реализовать подобные предложения возможно лишь при условии значительного дополнительного финансирования, в противном случае это приведет к еще большей интенсификации и снижению стоимости труда учителя, с чем мы категорически не можем согласиться.

В ближайшее время мы продолжим обсуждение этого вопроса.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Мы с вами живем в условиях интенсивно развивающегося законодательства, причем законопроекты вносятся как Правительством РФ, так и депутатами.

В обилии  рассматриваемых законопроектов, на мой взгляд, депутаты иногда торопятся принять закон, не вдаваясь в суть, не оценивая в полной мере последствия к которым приведет принятие того или иного документа, а также  возможность его реализации в предлагаемые сроки.

Примером тому могут служить два известных вам законопроекта, в частности, один предложенный депутатами Госдумы, другой – внесенный Правительством РФ.

И как важно нам - профсоюзам вовремя отреагировать на них, сделать в ускоренном режиме экспертизу, сформировать позицию и принять необходимые меры, чтобы донести эту позицию, как правило негативную, до руководителей органов как законодательной, так и исполнительной власти, вступить в переговоры, иногда провести акции, и отстаивать свое мотивированное мнение. И здесь очень важно проявление солидарности, взаимодействия как внутри самого профсоюза, так и профсоюзного движения.

Как раз в данной ситуации нам удалось очень оперативно сориентироваться, объединить усилия -  в одном случае с ФНПР и провести акцию Профсоюза по  законопроекту, о порядке установления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг для сельских учителей. По другому законопроекту о  введении новых типов бюджетных учреждений, а практически о тотальной реформе бюджетного сектора экономики – мы выступали уже в рамках Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ и ФНПР.

В результате и Госдума, и Правительство РФ прислушались к нашему голосу:

  • что касается законопроекта по льготам сельским учителям, сроки его рассмотрения перенесены и по нашему настоянию он будет обсуждаться на заседании РТК 02 апреля;
  • вступление в силу законопроекта Правительства РФ о новых типах  бюджетных учреждений перенесено на год.

И здесь я еще раз не могу не отметить значительную роль, которую сыграли  Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы, ФНПР, и, в частности, её Председатель – М.В. Шмаков, который всегда при обращении к нему нашей Ассоциации не только оперативно откликается, но и включается в непосредственный процесс решения той или иной возникающей проблемы.

Таким образом, я могу смело констатировать, что Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы сегодня продолжает занимать лидирующие позиции в профдвижении, в отстаивании интересов практически всех работников бюджетной сферы.

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗА

Сегодня все более актуальным становится вопрос о повышении качества жизни работников образования. Но повышение качества жизни – это не только зарплата, и это не только условия труда и все то, чем мы с вами традиционно занимаемся. Качество жизни определяется уровнем пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, возможностью получения  доступного   кредита для решения жизненно важных проблем.

Да, сегодня, благодаря проявленной в свое время настоятельной позиции Профсоюза, в нашей стране сохраняется институт досрочной пенсии для педагогических работников. По сведениям, полученным из Пенсионного фонда России, на сегодня досрочную трудовую пенсию получают более 770 тысяч педагогических работников, что составил на 01 января 2010 года  практически 2/3 от общей их численности. Средний размер пенсии составляет свыше 6 тыс. рублей в месяц. Да, это хорошо, когда педагогический работник будучи уже в возрасте 47-48 лет имеет возможность добавлять к своему достаточно невысокому на сегодняшний день заработку  пенсию в указанном размере.

Несмотря на кризисную ситуацию мы с вами видим какие серьезные усилия предпринимаются властью по повышению уровня пенсионного обеспечения.

Вместе с тем, мы прекрасно понимаем, что  живем в рыночных условиях. И рассчитывать только на помощь государства и надеяться на то, что эта пенсия достигнет того уровня, при котором можно,  будучи на пенсии иметь  приемлемый уровень жизненного комфорта, вряд ли можно. Поэтому важно помочь членам профсоюза позаботиться о себе.

Тем более, что существует проверенный международной практикой  механизм увеличения доходов неработающих граждан - негосударственные пенсионные фонды.  Такой пенсионный фонд, как вы знаете, есть и у нас.

Сегодня Правительство предпринимает следующие серьезные шаги по  реформированию пенсионного обеспечения граждан, в частности принята государственная программа по софинансированию под известным лозунгом 12х 12.

Наша задача, как нам представляется, принять участие  в реализации этой государственной программы, как бы это не было сложно. Потому что это, в некотором роде, шаг к изменению ментальности наших членов профсоюза, пониманию того, что в этих условиях необходимо принимать участие в софинансировании своей будущей пенсии по завершении работы.

Мы с вами должны включиться в серьезную разъяснительную работу в этом плане. Ряд практических шагов нами и территориальными организациями уже сделан в этом направлении и мы будем двигаться дальше.

По кредитным союзам, которые в условиях финансового кризиса приобрели особую популярность в целом в России, принято новое законодательство, которое, на наш взгляд, создает благоприятные условия для дальнейшего формирования, при поддержке Профсоюза, кредитных союзов в каждом регионе. Практика показывает большую заинтересованность работников образования в этой услуге.

К сожалению, в области медицинского страхования законодательство в нашей стране оставляет желать лучшего.  К тому же, в настоящее время нет законодательно установленной формы, которая позволяла бы консолидировать средства членов Профсоюза с целью получения сравнительно недорогих медицинских услуг.

В этом направлении нам необходимо добиваться совершенствования действующей правовой базы с учетом анализа международного законодательства в этой сфере.

Тем не менее, мы считаем, что успешный опыт ряда  наших территориальных организаций в предоставлении членам Профсоюза недорогих дополнительных медицинских услуг  через корпоративные формы в той или иной степени, должен получить дальнейшее распространение.

С целью популяризации опыта территориальных организаций по названным проблемам, а также развития этих направлений в минувшем году впервые был проведен конкурс «На лучшую организацию работы по внедрению инновационных форм социальной поддержки членов Профсоюза». Победителями и призерами конкурса стали профсоюзные организации Нижегородской, Саратовской областей, Краснодарского края, республики Марий Эл  и г. Москвы.

Перечисленные мной инновационные направления деятельности Профсоюза - одни из наиболее сложных, поскольку требуют изменения ментальности не только рядовых членов профсоюза, но и профсоюзного актива, лидеров региональных профсоюзных организаций. Подготовить профсоюзный актив к реализации этих направлений – серьезнейшая задача, стоящая перед Профсоюзом.

ПРАВОЗАЩИТНАЯ РАБОТА В ПРОФСОЮЗЕ

Правозащитная работа Профсоюза в отчетный период осуществлялась и инновационно развивалась как один из приоритетных направлений деятельности.

Профсоюз планомерно  продолжал осуществлять  стратегическую линию по организационно-кадровому укреплению и содержательному наполнению системы правовой работы на всех уровнях профсоюзной структуры, прежде всего на уровне территориальных организаций Профсоюза в субъектах РФ, уделяя особое внимание при этом развитию института общественной (внештатной) правовой инспекции труда.

Стабилизировалась ситуация с кадровым обеспечением правозащитной работы на региональном уровне. Количество внештатных правовых инспекторов труда также увеличилось, что позволяет подтвердить вывод о состоявшемся кадровом укреплении состава территориальных правовых инспекций труда.

В рамках реализации функций - по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства в практику работы прочно вошло проведение общепрофсоюзных тематических проверок. По результатам двух последних проверок их правозащитный эффект составил более 30%, т.е. более трети выявленных нарушений было в ходе них устранено.

На федеральном уровне сложилась система взаимодействия с федеральными органами государственного надзора и контроля на основе заключенных соглашений о взаимодействии (с Рострудом и Рособрнадзором), которая дала необходимый толчок к появлению и развитию аналогичной системы взаимодействия на региональном уровне. Осуществлялось взаимодействие с органами прокуратуры, которое также дало конкретные результаты (для примера напомню, обращение в Генеральную прокуратуру РФ в мае 2008 г., которое обеспечило соблюдение федерального законодательства в области оплаты труда научно-педагогических работников вузов).

Результативным способом правовой защиты является судебная форма защиты социально-трудовых прав работников образования,  о чем наглядно свидетельствует в последние годы обширная положительная судебная практика по обжалованию региональных нормативных правовых актов.

Экономическая эффективность правозащитной работы территориальных организаций Профсоюза за 5 лет возросла почти в шесть раз и составила в целом более 12,1 млрд. руб.

Таким образом, подводя некоторые итоги и не останавливаясь подробно на всех аспектах этого направления деятельности, можно уверенно говорить о том, что прошедший период укрепления и развития общепрофсоюзной системы юридической защиты является планомерным и важным этапом, который  усилил темпы  системного развития правозащитной деятельности Профсоюза на всех уровнях профсоюзной структуры.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЫХ И БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА

За прошедший период качественно улучшилась работа по защите прав членов профсоюза на охрану труда. Благодаря действующей в Профсоюзе системе управления общественным контролем, мы смогли не только сохранить, но и приумножить институт технической инспекции труда.

Больше внимания стало уделяться контролю за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда.

В этом году ЦК Профсоюза и Академия труда и социальных отношений реализовали совместный пилотный проект и учредили отраслевой Центр  аттестации рабочих мест и охраны труда. Он будет не только проводить аттестацию рабочих мест по доступным для образовательных учреждений ценам, но и продвигать создание аналогичных центров в регионах.

Более настойчивую позицию профсоюзные органы стали занимать и в вопросах финансирования мероприятий по охране труда учредителями и работодателями. По нашим расчетам, в среднем на мероприятия по охране труда в расчете на одного работника ежегодно расходуется менее 1000 рублей. Это явно недостаточно для безопасности учебного процесса. Необходимо эффективнее задействовать для этой цели механизмы отраслевых, региональных и  территориальных соглашений, коллективных договоров, чтобы сохранить и не ухудшить финансирование мероприятий по охране труда.

Несмотря на снижение уровня травматизма среди работников образования и сокращение случаев возникновения пожаров в образовательных учреждениях, необходимы более серьезные действия со стороны нашего социального партнера - Минобрнауки России.

В первую очередь - пересмотр устаревшей нормативной базы по охране труда, создание системы управления охраной труда в сфере образования, решение накопившихся проблем охраны труда в системе профессионального образования. Решать их нужно сообща, но с мерой ответственности каждого. 

Не могу не сказать о таком направлении деятельности, которым вынужденно занимается Профсоюз и его организации – это организация оздоровления и отдыха членов профсоюза. В условиях, когда власть отказалась практически от этой функции.

Конечно же, мы будем и в дальнейшем заниматься этим направлением.

Мы понимаем, что если этим не будет заниматься Профсоюз, то вряд ли кто кроме самого работника, побеспокоится. Но занимаясь проблемами оздоровления и отдыха наших членов профсоюза,  в первую очередь, нам следует привлекать средства бюджетов всех уровней и, по возможности, спонсоров, а уже потом рассчитывать на профсоюзный бюджет.

ПРОФСОЮЗ И ОБЩЕСТВО

Предыдущий Съезд определил ряд существенных шагов по расширению участия профсоюзных организаций в развитии общественной составляющей в управлении системой образования.

Для координации этой деятельности была  создана постоянная комиссия ЦК Профсоюза по социальному партнерству и взаимодействию с институтами гражданского общества.

Как мы видим, Профсоюзу и его организациям за эти годы  удалось, во-первых, включить в основную повестку дня своей деятельности вопросы взаимодействия с обществом и его  организациями,  во-вторых, найти новые и модернизировать старые, традиционные формы для продвижения наших целей и задач в обществе.

Заметно укрепилось сотрудничество  с рядом общественных организаций, которые есть сегодня в образовании – напр., с «Ассоциацией лучших школ»,  «Клубами молодых учителей» и «Учителей года».

При нашем определяющем участии было создано неполитическое объединение общественных и предпринимательских организаций - «Лига образования».

Представляется важным и перспективным и дальше активно продолжать взаимовыгодное сотрудничество  с такого рода объединениями для реализации совместных проектов, направленных на качественное улучшение работы российской школы.

Широкое распространение в Профсоюзе получили новые интересные  формы представления нашей работы -  конкурсы и мастер-классы, профсоюзные кружки и социальная  проектная деятельность. Профсоюз и его территориальные организации стали частыми и полноправными участниками всех значимых образовательных выставок и форумов как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В этой связи считаю важным отметить,  что в 2008 мы смогли выиграть и  успешно реализовать общероссийский проект  по комплексной подготовке студенческих лидеров, презентация которого состоялась на  II-м Всероссийском Гражданском форуме в столичном «Манеже».

Наш Профсоюз был единственным из всех профессиональных союзов, представленным на этом крупнейшим собрании представителей гражданского общества  России . Кроме того, в 2009 мы не менее успешно подготовили и реализовали проект «Жизнь вне зависимости», направленный на пропаганду здорового образа жизни в молодёжной среде.

Я хочу особо обратить ваше внимание на то, что в Год учителя  по инициативе нашего Профсоюза, и при поддержке Министерства образования и науки России, а также Министерства образования Московской области,   впервые в пройдет Всероссийский конкурс «Воспитатель года России». Мне представляется, что проведение этого конкурса даст дополнительный  импульс развитию системы дошкольного образования, повысит престиж работы воспитателя!

Сегодня, оглядываясь на те направления деятельности, которые освоил за пять лет Профсоюз, мы с уверенностью можем сказать, перефразируя известное выражение, «Общероссийский Профсоюз образования – это больше чем профсоюз».

Вместе с тем, с учетом новых  вызовов и  тенденций в общественном секторе образования в предстоящий  период нам с вами необходимо будет:

1. Существенно расширить в своей работе долю социально- проектной деятельности как в рамках собственных программ, так и с участием общественных  и политических организаций в образовании.

2. Активнее участвовать в проведении общественно-профессиональной экспертизы и общественного аудита в образовании, при этом не боясь выходить за традиционные, как мы привыкли, рамки нашей деятельности.

3. Содействовать налаживанию открытого и конструктивного диалога между представителями педагогической профессии и различными общественными группами в сфере образования.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ПРОФСОЮЗА

Не останавливаясь подробно на всех аспектах нашей внутрипрофсоюзной деятельности, которая очень подробно освещена в отчете ЦК Профсоюза за прошедшие 5 лет, хотелось бы акцентировать ваше внимание на следующих важных моментах.

Мы практически создали единую внутреннюю коммуникационную сеть Профсоюза, которая на основе электронного документооборота обеспечивает оперативность передачи информации, тем самым существенно повышая эффективность взаимодействия всех структур нашей организации.

Официальный сайт Профсоюза и газета «Мой Профсоюз» действительно стали значимыми и популярными информационными ресурсами Профсоюза как среди членов Профсоюза так и во внешней среде.

В 2008 году у Профсоюза появилась своя официальная символика - эмблема и флаг, прошедшая государственную регистрацию в Минюсте.

Продолжая разговор об информационной работе, можно уверенно констатировать, что сегодня наш Профсоюз обладает достаточным  набором  информационных ресурсов.

Теперь нам всем необходимо научиться с помощью нашего информационного инструментария профессионально и эффективно доводить позицию Профсоюза по актуальным вопросам до членов Профсоюза, всех наших организаций, а также до общества и органов государственной власти.

Кроме того, учитывая быстрые изменения в формах и технологиях подачи информации, нынешняя система наших информационных ресурсов  должна находиться в постоянном поиске своего обновления  как в качестве и объеме подачи информации, так и в её скорости.

Уверена, что сегодня необходимо использовать любую возможность для популяризации деятельности Профсоюза, созданию его положительного имиджа, что должно содействовать стабилизации и росту численности членов Профсоюза.

 

В завершении хотелось бы сказать следующее.

Мы проводим Съезд в знаменательный для нашего Профсоюза год – год 20-летия, который мы с вами будем отмечать в конце сентября.

Конечно, мы еще вернемся к анализу этапов развития Профсоюза, вспомним тех дорогих нам людей, которые стояли у истоков его становления.

Но это – уже история как бы она ни была важна для нас и дорога нам.

А сегодня нам необходимо смотреть в будущее, утверждать программу дальнейшего развития, новую редакцию Устава Профсоюза, которые нам помогут определить вектор направления нашей деятельности на ближайшие пять лет, способствовать укреплению единства, организованности Профсоюза, совершенствованию внутрисоюзной работы, финансовой политики.

Мы понимаем, что за прошедший период мы сделали немало, но при этом я уверена, что потенциал нашего Профсоюза далеко не исчерпан.

Я уверена, что могу сегодня сказать: наш Профсоюз с достоинством прошел непростые испытания и готов к работе в сложные времена.

Мы обязаны поддерживать свою репутацию последовательных защитников интересов работников образования и студентов.

Благодарю вас за вашу поддержку и веру.!

Я горжусь нашим Профсоюзом!