Как бы ни был мал бюджетный пирог, по кусочку должно достаться всем

Версия для печатиВерсия для печати

Идет работа над областным бюджетом. Его обсуждение областными депутатами отложено до принятия Госдумой бюджета федерального, но работа идет. Неторопливая чиновничья работа. Между тем среди группы депутатов зреет мнение, что в той чрезвычайной ситуации, в которую мы влипли вместе со всей страной, нужны чрезвычайные, принципиально новые подходы к формированию бюджета. О некоторых идеях рассказывает нам депутат областного Законодательного Собрания Олег Фомичев.

- Большинство районов области, за исключением Вологды, Череповца и Кадуя, являются дотационными, поэтому сегодня основной проблемой при формировании бюджета остается распределение средств между территориями.

Сейчас мы работаем по принципу "всем сестрам - по серьгам". Но как бы мы ни старались, справедливого дележа не получается, сестер много, а сережек, то есть денег, - слишком мало. Поэтому ряд депутатов настаивают на том, чтобы районы не тянули деньги из бюджета, а начали их зарабатывать сами. Пока же ситуация на местах складывается с точностью до наоборот: чем больше денег ты выбил из областного кошелька в виде дотаций, тем лучший ты глава района.

- Олег Константинович, а каким образом законодатели собираются учить руководителей местных администраций самостоятельности?

- Прежде всего, нужно изменить налоговую политику и заинтересовать районных глав в сборе налогов.

Возьмем, к примеру, Кириллов, которому положена 12-миллионная дотация. Сегодня на территории района собирается приблизительно 6 миллионов федеральных налогов плюс средства, полученные от областных и местных сборов. Все эти "живые" деньги переводятся сначала в область, затем в федеральный центр, а взамен их (уже в виде дотаций) в район возвращаются векселя, зачеты или уголь по совершенно немыслимой цене.

Мы предлагаем более простой и действенный метод: все виды налогов, которые собираются в районе, там же и оставлять, разумеется, при наличии жесткого контроля со стороны областных властей.

При таком подходе местные руководители будут кровно заинтересованы в сборе налогов.

Кроме того, им нужно дать возможность пополнять районную казну. Например, отдать территориям 50% акцизов от продажи алкоголя вологодских производителей. Если принять такой закон, любой глава грудью встанет на пути завозной, тем более "левой" водки. Ведь с нее-то район ничего не получит.

А мы, таким образом, еще и раскрутим собственные ликероводочные заводы, которые в свое время формировали до 35% областного бюджета

А для контроля всегда можно подключить силовые структуры - налоговиков, КРУ, торгинспекцию, которые тоже кровно заинтересованы в торговле легальным алкоголем.

- Знакома ли с такой позицией областная администрация?

- Знакома, но по большому счету чиновники - противники подобной концепции. Это понятно: из-под них выбивается большой клин живых денег в пользу местного самоуправления, а вместе с деньгами из области может уйти и реальная власть.

Но идея передачи водочных акцизов территориям далеко не нова, и автор ее не Олег Фомичев, и даже не глава Кирилловского района Николай Дьяков, который, кстати, и выносит этот проект на рассмотрение. С проектом знакомы и руководители ликероводочных предприятий Вологодчины, а глава фирмы "Вагрон" Геннадий Куницын лично принимал участие в его разработке.

- Олег Константинович, а что депутаты собираются предпринять для снижения долгов по зарплате бюджетникам?

- Сегодня Вологда и Череповец платят зарплату вовремя, а в районах - почти полугодовая задержка. Поэтому люди торопятся делать выводы: мэры городов - хорошие, главы местного самоуправления - плохие.

На самом деле это далеко не так. Более того, показатели производства товаров, услуг, отдельные показатели по производству молока, мяса растут именно в сельских районах, но 3 - 5-месячная задержка по зарплате идет именно в глубинке. Это несправедливо. Поэтому мы предлагаем создать централизованный фонд при губернаторе, который занимался бы распределением денег для всех регионов, включая Вологду и Череповец.

При таком условии бюджетная статья "заработная плата" станет единой для всех. Мы больше не вправе сталкивать лбами математиков вологодских городских школ и математиков, например, из Вологодского района. Они закончили одни и те же вузы, имеют приблизительно равный трудовой стаж и квалификацию, но... беда последних в том, что их место работы - в 10 километрах от областного центра.

А все, что район или город сможет дать дополнительно, - это его право. Посмотрите, как действует Юрий Лужков. Московские педагоги тоже работают по федеральным ставкам, но в столице сегодня не прожить на 600 рублей, поэтому Лужков доплачивает из городского бюджета ровно столько, сколько может. И мы ни разу не слышали заявлений московских учителей о том, как плохо они живут.

- Олег Константинович, но где гарантии, что, если приравнять череповецких бюджетников к сямженским, и те, и другие будут получать деньги без полугодовых задержек?

- Гарантии есть. 29 декабря депутаты буквально поклялись присутствовавшим на сессии представителям областного учительского профсоюза и забастовочных комитетов, что с января 99-го года все бюджетники начнут вовремя получать текущую зарплату, а долги будут возвращены до 1 июня. Поэтому начало года - это именно тот момент, когда есть возможность сделать равными всех учителей области.

- Есть ли у вас какие-то новые идеи по формированию бюджета или все останется как прежде?

- Большинство депутатов склоняется к тому, чтобы за основу взять бюджет-98. Хотя
у некоторых есть мысли о том, чтобы определенные виды налогов привязать к определенным выплатам. Скажем, подоходный налог - к зарплате, налог с продаж - к детским пособиям....". Я противник этого, поскольку сборы разного вида налогов - это большая проблема. Одни налоги собираются ежедневно, другие, например, земельный - всего два раза в год. В итоге получится всеобщая путаница и неразбериха. Зачем?

Не проще ли прописать весь бюджет не в цифровом, а в процентном отношении, и тогда выполнять его станет гораздо легче.

Допустим, на долю здравоохранения приходится 30 процентов всех расходов бюджета. Это значит, что какой бы ни была сумма, поступившая на счета департамента финансов, треть ее должна гарантированно пойти на нужды медицины.

А теперь представьте, что в казну поступило раз в десять меньше налогов, чем ожидалось. При нынешнем распределении средств всегда можно сослаться на то, что "денег на медицину опять не хватило", при том, что на зарплату чиновникам средства найдутся всегда. Если же наша инициатива будет поддержана, то, как бы ни был мал бюджетный пирог, по кусочку достанется всем.

Кстати, по такому принципу давно живут западные страны, и им не приходится содержать за бюджетный счет огромные финансовые управления. Тоже, между прочим, экономия.

Марина Липина

Источник: 
"Губерния" от 15.01.99