Куда пойти учителю?

Версия для печатиВерсия для печати

До сих пор не утихают судебные споры по поводу отстаивания своих прав работниками образования на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Часто судебные перипетии становятся настолько унизительными для педагога, что негативно сказываются и на его здоровье, и на его деятельности. Куда пойти бедному учителю в поисках справедливости, как не в юридическую службу профсоюза, где он абсолютно бесплатно ПОЛУЧИТ и консультацию, и судебную защиту. Вот сюда и идут сотни обиженных. В качестве примера расскажем об опыте работы юридической службы Вологодского горкома профсоюза работников образования и науки, которую возглавляет заместитель председателя горкома ВЕРА АНДРЕЕВНА ГУЛЯЕВА. Наш корреспондент встретился с Верой Андреевной и задал ей ряд вопросов, касающихся специфики работы этой службы.

- Вера Андреевна, расскажите, пожалуйста, чем конкретно занимается ваша юридическая служба?

- Одним из важных направлений работы городской организации профсоюза работников образования и науки является правовая и судебная защита прав и законных интересов членов профсоюза. На это нас нацеливает и закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст. 23. В случае нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, по собственной инициативе обращаться с заявлением в органы, рассматривающие трудовые споры (КТС, Гострудинспекция, суд).

Вся правовая работа идет по нескольким направлениям: во-первых, предоставление бесплатных консультаций по вопросам охраны труда, трудового законодательства, а также вопросам других отраслей права. Во-вторых, проведение проверок учреждений по соблюдению трудового законодательства.

При горкоме профсоюза несколько лет работала группа внештатных инспекторов государственной инспекции труда, которая внесла огромный вклад в дело защиты прав членов профсоюза. (К сожалению, она была упразднена Минтрудом в 2002 году). Путем проводимых проверок работы руководителей образовательных учреждений по соблюдению трудового законодательства был устранен ряд существенных нарушений. К примеру, трудовые договоры стали заключаться только в письменной форме; локальные акты учреждений стали проходить процедуру согласования с профсоюзным комитетом и т.д. Внештатные инспекторы проводили проверки по заявлениям и жалобам членов профсоюза по восстановлению своих нарушенных прав. И сейчас мы продолжаем взаимодействовать с государственной инспекцией труда путем направления туда работников, участвуем в совместных проверках.

В-третьих, обучение профсоюзного актива путем проведения одно-двухдневных семинаров по разъяснению положений нового Трудового кодекса не реже двух раз в год и на ежемесячных совещаниях председателей профкомов. В-четвертых, оказание юридической помощи в оформлении исковых заявлений и жалоб в суд, обеспечение представительства профсоюзного юриста в суде в защиту прав члена профсоюза.

В-пятых, мы продолжаем взаимодействие не только с Гострудинспекцией, но и судебными органами, с прокуратурой, направляя туда ходатайства (письма), жалобы на неправомерные решения судов, постановлений, приказов органов государственной власти, местного самоуправления, а также органов управления образования.

- Вера Андреевна, в последнее время, я слышала, у вас особенный всплеск обращений в суд. С какими проблемами, актуальными на сегодня, обращаются к Вам как юристу работники образования, члены профсоюза?

- В основном работники идут за помощью в квалифицированной подготовке жалоб и заявлений в суд. Самый настоящий бум вызвали массовые отказы управления Пенсионного фонда г. Вологды в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Проблема сложная. В рамках пенсионной реформы в ноябре 2001 года произошла реорганизация Пенсионного фонда, которая расширила эту службу, в результате чего пошло иное толкование законодательства путем издания федеральным Пенсионным фондом и Минтруда инструктивных писем, разъяснений.

В последнее время утратили силу некоторые нормативно-правовые акты. Например, вместо закона «О государственных пенсиях» начал действовать с 1 января 2002 года закон «О трудовых пенсиях». Множество нормативно-правовых актов имеет пробелы, неясности, их нормы содержат явное противоречие ряду других документов. В связи с этим и началась самая настоящая битва педагогов за свою долгожданную пенсию за выслугу лет, о которой они мечтали, старательно отсчитывая время до ее назначения.

Дело в том, что при обращении в Пенсионный фонд за назначением льготной пенсии педагог вдруг обнаруживал, что записи должности или наименования образовательного учреждения в его трудовой книжке не соответствуют Спискам должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ. К примеру, в трудовой книжке должность записана как «воспитатель группы продленного дня», в Списке же постановления должность эта поименована как «воспитатель». У Пенсионного фонда возникли сомнения в тождественности этих должностей. Или другой пример. В трудовой книжке значится - «воспитатель детского комбината», а в постановлении Правительства РФ детские дошкольные учреждения делятся на детские сады, ясли-сады, детские ясли и т.д. Следовательно, по мнению Пенсионного фонда, детские комбинаты не являются образовательными учреждениями. Вот и приходится доказывать в суде обратное.

- Каким категориям работников образования чаще всего приходится оказывать помощь, и по каким вопросам наиболее часто возникают судебные споры?

- Самая массовая категория работников, которых пришлось защищать в суде по вопросам назначения пенсии за выслугу лет - это музыкальные руководители (работники). До 1991 года музыкальные руководители имели право на назначение пенсии за выслугу лет, но постановлением Совета Министров № 463 от 0.09.91г. эта категория была исключена из Списков должностей. И только благодаря массовым обращениям в адрес Правительства РФ допущенная ошибка была исправлена, и эта должность вновь включена в Списки постановлением Правительства от 22.09.1999 г. № 1067. При обращении музыкальных руководителей в Пенсионный фонд за назначением льготной пенсии тот отказывал им, ссылаясь на то, что отсчет педагогического стажа данного работника идет с 1 ноября 1999 года, т.е. со дня вступления в силу данного постановления, с чем работники в корне не согласны. Вот это и послужило поводом для массовых обращений в суд. За год с небольшим около 30 человек обратились ко мне за помощью. Все дела выиграны.

Сейчас данный пробел частично устранен путем издания постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, согласно которому музыкальным руководителям назначается досрочная пенсия независимо от времени выполнения работы. Но и это еще не окончание решения проблемы. Данная категория работников продолжает обращаться в суд уже по другому поводу: если в трудовой книжке записана должность «музыкальный работник», а в Списке Постановления именуется «музыкальный руководитель», то Пенсионный фонд упорно не желает признавать тождественность этих должностей, хотя в свое время существовало разъяснение Госкомтруда СССР от 17.12.59 г. по этому поводу.

Следующая категория работников, которым пришлось оказывать юридическую помощь, - это педагогические работники, должности которых не поименованы в Списках Постановления Правительства РФ (старший пионервожатый, социальный педагог, инструктор по физкультуре, классный воспитатель, педагог-организатор и др.), но которые имели неполную учебную или педагогическую нагрузки. В соответствии с действующими документами Пенсионный фонд отказывал им в назначении досрочной пенсии, требуя доказательств полной учебно-педагогической нагрузки (для учителя - 18 часов в неделю). В суде пришлось обстоятельно доказывать, что данная категория работников имеет право на льготную пенсию независимо от нагрузки. Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 закрепило нашу мысль и прописало следующую норму, согласно которой до 1 сентября 2000 года не требуется выполнение норм рабочего времени.

Нередки случаи, когда Пенсионный фонд отказывает в назначении досрочной пенсии, ссылаясь на отсутствие в Списках наименований таких учреждений, как «детский комбинат», «учебно-воспитательный комплекс», «учебно-производственный центр» и др. Судебные органы надо было убедить, что все эти учреждения являются образовательными. Суды в таких случаях решают вопросы в пользу работника.

Наряду с уже указанными случаями управление Пенсионного фонда отказывало в назначении досрочной пенсии, если педагог работал в негосударственном учреждении или учреждении, не имеющем юридического статуса.

В соответствии с законом «О трудовых пенсиях» досрочная трудовая пенсия назначается работникам, имеющим 25-летний стаж педагогической деятельности в муниципальных и государственных образовательных учреждениях для детей. Но в 2001 г. решением Верховного суда и Определением Конституционного суда было определено, что педагогические работники негосударственных учреждений имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с педагогами государственных и муниципальных учреждений для детей. Следовательно, суды снова решали данные категории дел в пользу работника.

- Судя по всему сказанному, можно сделать вывод, что теперь работникам стало легче отстаивать свои права в суде, так как уже наработан довольно богатый опыт. Существуют ли еще какие проблемы или все исчерпаны?

- Проблем, к сожалению, не уменьшилось. Пенсионный фонд также продолжает отказывать в назначении досрочной пенсии нашим педагогам, у которых идет несоответствие должностей Списку, утвержденному Правительством. Приведу характерные примеры. В трудовой книжке записана должность «медсестра детского сада», а в то же время в соответствии с типовыми штатами дошкольных учреждений была предусмотрена должность «медсестра ясельной группы», которая занималась воспитательной работой. В суде нам удалось доказать, что эта медсестра занималась педагогической деятельностью, а старшая медсестра детского сада проводила профилактическую оздоровительную работу с детьми.

Наиболее сложным для назначения досрочной пенсии являются дела по включению в педагогический стаж работы в должности руководителя кружка (сейчас эта должность называется «педагог дополнительного образования»). До 1993 года педагоги, работая в данной должности, занимались воспитательной деятельностью с детьми, обучая их различным умениям и навыкам (руководитель хорового коллектива, вокального ансамбля, руководитель кружка по вязанию, плетению и т.д.). Затем эта должность была переименована - «педагог дополнительного образования». В Постановлении Правительства о назначении досрочной трудовой пенсии педагогам только в 1999 году была включена должность педагога дополнительного образования с условием, что на 1 января 2001 года он должен работать в этой должности не менее 16 лет и 8 месяцев. Интересно, как может работник успеть заработать этот стаж, если должность педагога дополнительного образования появилась только в 1993 году?! Опять с огромным усилием приходилось в суде доказывать, что руководитель кружка и педагог дополнительного образования - должности тождественные. К счастью, суды принимают нашу точку зрения и дела решаются в пользу работника.

Считаю необходимым также отметить дела, которые рассматриваются в суде по поводу отстаивания права работников на включение в педстаж периодов курсовой подготовки, учебных отпусков, командировок и даже время простоя учреждения.

Сейчас наиболее актуальными являются судебные дела по проблеме включения в педстаж отпусков по уходу за ребенком. Пенсионный фонд практически у всех педагогов-матерей, оформляющих льготную пенсию, исключает периоды этих отпусков независимо от времени их использования. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ» от 25 сентября 1992 года ввел норму в ст. 167 КЗоТа РФ об исключении отпусков по уходу за ребенком из стажа работы для назначения льготной пенсии, и данная норма действует с 6 октября 1992 года. Вот и убеждаем суд в том, что Пенсионный фонд не имеет права исключать данные отпуска, использованные до 6 октября 1992 г.

- Вера Андреевна, скажите, пожалуйста, много ли судебных исков пришлось Вам подготовить и каковы итоги Ваших усилий?

- С сентября 2001 года, когда начались массовые обращения в юридический отдел горкома профсоюза работников образования за полтора года обратились ко мне 90 человек. Прошло более 200 судебных процессов (городских и областных судов), написано более 200 заявлений, жалоб и столько же моих выступлений на всех судебных процессах, так как мне приходится выступать в качестве представителя каждого обратившегося ко мне за помощью члена профсоюза. На сегодня практически все дела выиграны, за исключением трех, которые находятся в производстве.

- Какие несовершенства Вы видите в современном законодательстве, которые необходимо изменить, поправить?

- При нашей беседе я подняла только одну проблему судебной защиты наших членов профсоюза, хотя имеется немало и других, таких, как восстановление на работе при незаконном увольнении, или опротестование нормативно-правовых актов, изданных органами власти и органами местного самоуправления, которые не соответствуют федеральному законодательству и т.д. Хотелось бы выразить пожелание в адрес Госдумы, Правительства РФ - учитывать все те пробелы и недостатки, существующие в современном законодательстве, и оперативно устранять их.

- Вера Андреевна, работа Вашей юридической службы приносит ли еще какие-либо результаты кроме выигранных судебных процессов?

- Естественно. При оказании юридической помощи решается несколько задач: во-первых, повышается роль профсоюза, который оказывает реальную помощь работникам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. В обществе растет авторитет профсоюза, его влияние на трудовые коллективы, т.к. бесплатная юридическая помощь стала единственной возможностью для работника решить свои проблемы. Во-вторых, исходя из этого решается задача усиления мотивации профсоюзного членства, т.к. работник, не являющийся членом профсоюза, не вправе обратиться к нам. Перед ним неизменно встает дилемма - идти за помощью в платную юридическую консультацию (что довольно проблематично для его кошелька) или вступить в профсоюз, в чем он, бесспорно, выиграет, в том числе и материально.

За прошедший период было создано три новых первичных профсоюзных организации, и в индивидуальном порядке вступили в профсоюз несколько десятков человек.

- Хочется надеяться, что накопленный Вами богатый опыт юридической защиты членов профсоюза будет использован в работе и других профорганизаций. Тем более, что в судах постоянно отмечают Вас как самого активного защитника  человека труда.Спасибо за беседу.

Н. ШАТОВА.

Источник: 
"Профсоюзная газета" от июня 2003 г. № 24