Наши в Кремле, или Коробка для Хрустального пеликана

Версия для печатиВерсия для печати

На подведение итогов первого года реализации нацпроекта «Образование» в Государственный Кремлевский дворец была приглашена вся педагогическая элита России. Свыше шести тысяч учителей, директоров школ, представителей талантливой молодежи, управленцев, профсоюзных лидеров и общественных экспертов, участвовавших в конкурсах на получение президентских грантов, съехалось в Москву из всех регионов Российской Федерации. В составе вологодской делегации был и председатель областной организации нашего профсоюза Олег Анатольевич Димони. Ему слово.

- Президент пригласил к себе всех тех, кто организовывал конкурсы в регионах или одержал в них победу, завоевав тем самым право на получение президентских грантов и денежных поощрений. На общественно-педагогический форум прибыл каждый второй школьный «директор-миллионер», каждый пятый «учитель-стотысячник».

Внушительную команду представлял на форуме наш отраслевой профсоюз, ведь самое большое количество общественных экспертов во время проведения конкурсов от Калининграда до Находки было представлено профсоюзными организациями. Считаю это правильным. Труд учителя могут и должны оценивать прежде всего сами учителя, а уже потом представители родительской общественности, ветеранских или молодежных организаций, входившие в состав экспертных советов.

- Главная интрига форума заключалась в объявлении абсолютного победителя конкурса «Учитель года России – 2006». На протяжении полутора месяцев его имя держалось в секрете, были известны лишь имена пяти лучших учителей страны, выигравших конкурс в Челябинске. И среди них представитель нашей области - учитель 37-ой череповецкой школы Андрей Геннадьевич Успенский. Волновались за него?

- Волновались и переживали по этому поводу до самой последней секунды начальник департмента Ирина Анатольевна Макарцева и другие члены вологодской делегации. Я и Юрий Молотков, прекрасный учитель физики из города Сокола, который несколько лет назад первым из вологжан вошел в пятерку лучших учителей России, завоевав на конкурсе Малого хрустального пеликана, почти не сомневались в победе Успенского.

Андрей должен был победить, он учитель от Бога. Мы с ребятами из Совета областного Клуба «Учитель года» (а они все прошли горнило Всероссийского конкурса и становились его лауреатами) поняли это еще на прошлом областном учительском конкурсе. Выступление Андрея Геннадьевича в тот раз покорило не только членов жюри, но и всех сидящих в зале. Это очень неординарный человек, имеющий собственную педагогическую философию, свой подход к учащимся. А когда во время конкурсного выступления он очень органично использовал свое виртуозное умение играть на гитаре, губной гармошке и банджо, да еще читал по-польски стихи... Недаром во время конкурса в Челябинске кроме высших оценок жюри, ему присудили и приз зрительских симпатий.

Сама процедура объявления победителя Всероссийского учительского конкурса, как главная педагогическая интрига года, действительно до последнего мгновения держала в напряжении все шесть тысяч участников форума, собравшихся в Кремле.

- Как проходила эта церемония?

- На сцену одновременно поднялись наш министр Андрей Фурсенко и бессменный председатель Большого жюри конкурса «Учитель года» Виктор Садовничий, ректор МГУ. Зал сразу затаил дыхание, ведь Всероссийский учительский конкурс пользуется в педагогическом сообществе большим уважением и имеет значительное влияние на дальнейшее развитие системы образования. Тюменская, Санкт-Петербургская, Ульяновская, Ростовская и Вологодская делегации, чьи конкурсанты вошли в состав пятерки лучших учителей России, вообще замерли: абсолютный победитель бывает только один, и его имя сейчас будет объявлено.

В этот момент в огромном зале Кремлевского государственного дворца было только два человека – Фурсенко и Садовничий, знавшие имя победителя. Больше этого не знал никто, в том числе члены жюри.

Дело в том, что после того как жюри проголосовало за победителя конкурса в Челябинске, бюллетени для голосования были сразу сложены в коробку, ее опечатали, и Виктор Антонович Садовничий увез ее к себе в МГУ. Коробка хранилась у него в сейфе и была вскрыта лишь за два часа до форума. Как нам рассказали Садовничий и Фурсенко, они сами считали голоса членов Большого жюри в присутствии «понятых», причем пересчитывали три раза.

Наконец заветный конверт был вскрыт, а министр и главный ректор России хором произнесли имя победителя: «Андрей Геннадьевич Успенский, город Череповец, Вологодская область!».

- И как на это известие отреагировала вологодская делегация?

- В зале начались овации. Помню, какая-то сила выбросила меня из кресла, я, как и многие вологжане, вскочил и принялся вместе с соседями скандировать: «Вологда! Вологда! Череповец!». А на сцену в это время уже поднимался Успенский, чтобы получить заслуженный приз – Большого хрустального пеликана, символ конкурса «Учитель года России».

Не скрою, было очень приятно осознавать, что та работа, которую на протяжении одиннадцати лет подряд вели работники Вологодского института развития образования и ребята из областного Клуба «Учитель года» по подготовке конкурсов и слетов, по подготовке тех учителей, которые потом представляли Вологодчину на Всероссийских конкурсах, увенчалась успехом. Мы давно ждали этой победы, тем более, что абсолютное большинство из вологжан, побывавших за эти годы на Российском конкурсе, становились его лауреатами, входя в число пятнадцати или даже пяти лучших учителей России.

Я преклоняюсь перед самоотверженным трудом этих энтузиастов, прекрасных учителей, принесших славу не только региональной системе образования, но и всей Вологодской области. И еще горжусь. Горжусь тем, что уже на протяжении целого ряда лет наш обком профсоюза поддерживает конкурсное движение профессионального мастерства, принимает активное участие в подготовке конкурсов и слетов, помогает этим учителям в трудную минуту. Так и должно быть.

- Жаль, что Президент, пригласив к себе победителей конкурсного отбора в рамках нацпроекта «Образования», сам присутствовать на общественно-педагогическом форуме не смог. Пообщался бы с педагогами, узнал их нужды и проблемы, может, и меняться стала бы в лучшую сторону ситуация в образовании...

- Насколько я знаю, Путин не смог придти из-за решения возникших международных вопросов. Кроме того, на таких парадных мероприятиях, связанных с награждением победителей, серьезные вопросы обсуждать не совсем удобно. Тем более что за несколько дней до этого мы Президенту свою принципиальную позицию по статусу педагогов в обществе и уровню оплаты их труда высказали на VI Съезде Федерации Независимых Профсоюзов России. От нашего отраслевого профсоюза, самого большого профсоюза в стране, на Съезде присутствовало 113 делегатов. Там мы общались с Владимиром Путиным полдня, и уверяю Вас, встреча парадного оттенка не носила.

А любой педагогический форум это, прежде всего, место общения коллег, возможность узнать что-то новое из жизни системы образования страны, поделиться опытом своей работы с друзьями и знакомыми. Так произошло и на этот раз, ведь многие собравшиеся так или иначе знали друг друга, несмотря на то, что живут и работают в разных регионах страны.

У меня вообще возникло ощущение, что некоторые участники форума еле дождались окончания церемонии награждения победителей, потому что когда в зале начался концерт звезд российской эстрады, уютные холлы Кремлевского государственного дворца заполнились оживленно беседующими людьми.

- С кем удалось пообщаться на форуме Вам?

Из-за того, что еще в зале Андрей Успенский передал мне своего Хрустального пеликана, пришлось общаться вообще со всеми! Одно дело видеть заветный символ конкурса издалека на сцене, и совсем другое дело получить уникальную возможность увидеть его вблизи. Каждый из присутствующих во дворце считал своим долгом подойти и внимательно рассмотреть это чудо искусства, притронуться к нему или сфотографироваться на его фоне. Все поздравляли Вологодскую область с победой и по-доброму нас жалели.

- Жалели? Почему?

Потому, что по новым правилам, очередной конкурс «Учитель года России» должен проходить в регионе, учитель которого был признан лучшим. Вологодской системе образования в сентябре-октябре этого года предстоит сдать серьезный экзамен. К нам съедется свыше двухсот лучших представителей педагогической элиты России: учителя-участники конкурса из всех регионов страны, сопровождающие их методисты, члены жюри и оргкомитета, руководство Министерства образования и науки и ЦК отраслевого профсоюза, лауреаты и победители российского конкурса разных лет.

В 2005 году в Калининград, принимающий конкурс «Учитель года России», одно только «ОРТ» направило два самолета с телевизионной аппаратурой и звездами российской эстрады для съемок торжественной церемонии закрытия конкурса. А ведь на самом конкурсе были представлены десятки федеральных СМИ.

- В Калининграде Вологодчину представляла Татьяна Шушкова, учитель математики и информатики из Подболотной школы Бабушкинского района, вошедшая в число пятнадцати лучших учителей России, а Вы были членом Большого жюри конкурса.

Поэтому и отдаю себе отчет в том, какая серьезная подготовка должна быть проведена в нашей области, чтобы на должном уровне принять у себя российский конкурс. Работы хватит всем, и департаменту образования, и институту развития образования, и областной организации нашего профсоюза. Региональные администрации, органы управления и профсоюзные организации Калининградской и Челябинской областей сделали все от них зависящее, чтобы на высочайшем уровне провести у себя российский конкурс. Можно сказать, что благодаря его проведению, системы образования этих регионов получили серьезный импульс развития: были отремонтированы десятки образовательных учреждений, в школы поступило новейшее оборудование, был очень серьезно поднят социальный статус педагогов, введены региональные надбавки к зарплате, начали строить жилье для учителей.

Все это нужно делать и в нашей области. Причем делать уже сейчас, не откладывая. Со своей стороны предлагаю губернатору и депутатам Законодательного собрания официально объявить 2007 год «Годом образования Вологодской области», выделив при этом соответствующее финансирование для нашей отрасли.

Вологодскому учительству от властных структур всех уровней нужно только одно – чтоб не мешали работать. Не мешали маленькой зарплатой и отсутствием современных средств обучения, не мешали провалившимся полом в классе и холодом зимой на уроках.

А то, что вологодские учителя одни из лучших в России, они уже доказали тем, что фактически ежегодно занимают призовые места во время проведения конкурса профессионального мастерства на федеральном уровне. Другого способа подтверждения этой простой истины, пожалуй, и не существует.

- И последний вопрос. Что Вам запомнилось больше всего из этой поездки в Кремль? Кроме самой процедуры награждения Успенского, разумеется.

Сложно сказать. Во всей моей работе, и не только в периодических командировках в столицу, самым интересным и запоминающимся всегда было и остается общение с интересными, одаренными людьми, беззаветно служащими образованию России. И не важно, кто это: председатель российского профсоюза работников образования Галина Меркулова или сокольский учитель Юрий Молотков; депутат Госдумы Олег Смолин или методист ВИРО Елена Сидорова; редактор «Учительской газеты» Петр Положевец или сямженский учитель Вячеслав Кунин; ректор МГУ Виктор Садовничий или вологодский учитель Дмитрий Каленецкий; директор московской школы Евгений Ямбург или директор «Юбилейной школы» Тотемского района Александр Мартюков. И этот список можно продолжать до бесконечности.

Впечатление от подобных встреч с коллегами осталось и от этого форума. О том, как мы с Дарьей Журавленко, журналисткой «Учительской газеты» рассмешили министра образования Андрея Фурсенко, пока рассказывать не буду, должна же у читателей «Защиты» остаться хотя бы одна маленькая загадка от этого интервью, а вот еще о двух эпизодах поездки, пожалуй, упомяну.

Пока наша делегация смотрела концерт, который Президент дал в честь победителей конкурсного отбора в рамках нацпроекта, я весь Кремль обошел с Хрустальным пеликаном Андрея Успенского. Коробку какую-нибудь искал под него, чтобы невредимым до Вологды в автобусе довести. Всю обслугу Кремля пришлось на ноги поднять, вплоть до охраны, но коробку картонную все же нашел.

Ночью в автобусе, на котором наша делегация в Вологду возвращалась, поспать так и не пришлось. Мы с Ириной Невской, которая с недавнего времени отвечает за реализацию нацпроекта в нашей области по линии департамента образования, попеременно водителя разговорами от возможного сна отвлекали. Дорога ночная, длинная, а в автобусе 40 учителей и школьных директоров со всей области, выигравших президентские гранты. За их спокойный сон, за их жизни мы и отвечали.

Уж не знаю, какие темы для беседы с водителем автобуса Ирина Александровна находила, мне же за весь многочасовой ночной разговор пришлось о машинах, дорогах и гаишниках вспомнить, что только мог. Зато теперь я о ремонтах автобусов и превратностях судьбы их водителей знаю больше любого среднестатистического вологжанина.

В общем, домой вернулись уставшими, довольными, живыми и невредимыми, чего и вам всегда желаю.

Источник: 
Светлана Павлушкова ("Защита")