В системе образования грядут перемены

Версия для печатиВерсия для печати

Малокомплектные школы Вологодчины в ближайшие два-три года могут быть закрыты. Или реорганизованы в другие виды учреждений. Почему неизбежна оптимизация сети школ и каков будет ее результат – этот вопрос был главным на пленуме обкома профсоюза работников образования и науки.

В заседании пленума, которое состоялось в конце апреля, приняли участие председатели территориальных и первичных организаций профсоюза, гости из Москвы - заведующая правовым отделом ЦК отраслевого профсоюза Жанна Осипцова и специалист правового отдела Сергей Хмельков, а также представители департамента образования Вологодской области.

 

Реформа неизбежна

Реструктуризация сети образовательных учреждений, по словам специалиста департамента образования Ирины Ухановой, назрела давно. Во-первых, этому способствовало стремительное сокращение численности населения, что повлекло за собой уменьшение числа учеников. В частности, за период с 2003 года по 2006 годы количество школьников уменьшилось на 20 процентов. По прогнозам, эта тенденция продолжится и в ближайшие годы, что, в свою очередь, приведет к дальнейшему снижению наполняемости школ или неизбежному их закрытию.

Вторая причина необходимости оптимизации сети школ – низкий уровень образования в сельских школах, особенно малокомплектных. В таких школах учится по 20-30 детей, работают по 5-7 учителей, причем некоторые даже не имеют педагогического образования. Малокомплектная школа не обеспечивает и адекватное возрасту развитие учащихся из-за узкого круга общения: в классах по трое-пятеро детей.

Кроме этого, условия обучения в сельских школах оставляют желать лучшего. Многие учреждения расположены в деревянных постройках, не имеют канализации, водопровода, спортивных залов. К тому же на содержание маленьких школ уходят значительные бюджетные средства.

Поэтому цель оптимизации, как формулируют специалисты департамента образования, - обеспечить учащимся доступность качественного образования при эффективном использовании ресурсов.

 

Вместо школ – сады и социокультурные центры

Каким образом будет достигнута эта цель? Разработчики программы – специалисты департамента образования - предлагают несколько путей. Например, закрыть на селе детский сад и открыть группы дошкольного образования в школе. Или вместо малокомплектной школы создать так называемый «учительский дом», где будет работать один учитель. Причем он должен будет и жить в школе. А это учреждение станет структурным подразделением школы с большей численностью учеников.

Возможно, именно эта школа – с большим количеством детей – получит статус базовой. Но только в том случае, если учреждение реализует программы начального, общего, среднего и дополнительного образования, оснащено современным учебным оборудованием, компьютерной техникой. А самое главное – в этом учреждении должны работать педагоги высокой квалификации.

Кроме того, при необходимости в школе создадут условия для проживания детей в интернате. Такие учреждения могут быть как в районных центрах, так и в селах. Причем подобная школа будет являться центром созданного школьного округа, который объединит все образовательные учреждения района.

Еще один вариант реорганизации школы – создание социокультурного центра, который объединит детский сад, школу и учреждение дополнительного образования. Социокультурный центр также возьмет на себя функции учреждения культуры - сельской библиотеки, музея, клуба, - и учреждения  социальной защиты населения.

 

Профсоюз педагогов – «за». Но…

Профсоюзный актив области согласен, что оптимизация сети образовательных учреждений неизбежна. Однако, по мнению участников пленума, все же необходимо более четкое социально-экономическое обоснование реформирования, а главное – в программе должен быть прописан предполагаемый результат. Многие профлидеры пока сомневаются в эффективности нового проекта.

К примеру, это касается экономии бюджетных средств. Такого эффекта, по словам Олега Димони, придется ждать несколько лет, потому что почти ни одна школа в муниципальных образованиях, по предварительным оценкам, не соответствует заявленным требованиям программы: требуется капитальный ремонт зданий, оснащение оборудованием, строительство дорог. Кроме того, значительные средства необходимы на закупку и содержание школьных автобусов.

Димони привел в пример республику Бурятию, которая уже избрала этот путь и имеет на сегодня такой результат «экономии финансов»: на содержание автобусного парка уходит примерно столько же средств, сколько на содержание всех сельских школ и зарплату учителей в целом по республике.

Вообще у участников пленума пока много вопросов. Почему в проектах программ ничего не сказано об учителях? Что станет с ними в результате реорганизации или ликвидации учреждений? И зачем вообще было комплектовать школы компьютерной техникой, если их, возможно, придется закрыть?

Подозрения у профлидеров вызывает понятие «социокультурный центр». Если в одном здании и детсад, и школа, и библиотека, и соцзащита населения – будут ли это самостоятельные организации, отдельные юридические лица?

Далее – программой предусмотрено изменение организационно-правового статуса образовательных учреждений. Но какое именно – не прописано. Зато четко обозначено, что школы должны стать финансово независимыми.

«Акцента на автономность в программе нет, - прокомментировала предложенный департаментом образования проект Жанна Осипцова, - но это, по-видимому, подразумевается. Однако пока ясности в этом вопросе я не увидела: будут ли школы автономными учреждениями или изменят организационно-правовой статус?». Жанна Петровна пояснила, что смена организационно-правового статуса школы – вопрос, требующий особого внимания, потому все остальные формы, кроме учреждения, не приемлемы для государственного и муниципального сектора.

Впрочем, проект областной программы оптимизации сети образовательных учреждений сегодня лишь в стадии разработки. И профсоюз педагогов намерен направить в департамент образования свои предложения, а также привлечь к работе над проектом депутатов Законодательного собрания области. Права учителей при реорганизации школ не должны быть нарушены.

Источник: 
Ирина Макиенко ("Профсоюзная газета)