Увеличить, не уменьшив

Версия для печатиВерсия для печати

Заработная плата бюджетников увеличится с первого февраля на 14 процентов. Повышение коснется работников сферы культуры, здравоохранения и социальной защиты, образования, госслужащих.

Параллельно в России идет еще один важный процесс – формирование отраслевых систем оплаты труда. Однако на федеральном уровне решение будет принято только по работникам госучреждений. Остальным же пока даны не более чем рекомендации. Согласно им каждая область должна разработать собственную систему оплаты труда. Соответствующий проект на Вологодчине должен появиться в ближайшее время.

 

15 января лидеры профсоюзов Вологодчины встретились с начальником управления труда Николаем Лукиновым. Стороны обсудили вопросы, связанные с повышением зарплаты и реализацей реформы в нашей области.

В муниципальных и областных учреждениях Вологодчины работают порядка 110 тысяч человек. При этом штатных должностей числиться намного больше – порядка 150 тысяч. Это означает, что примерно 28 процентов должностей вакантны и совмещаются. То есть специалисты работают, как минимум, «за двоих». По каждой отрасли показатели разные. Самый существенный разрыв между количеством работающих и штатных должностей – в здравоохранении.

Говоря об увеличении заработной платы, специалисты учитывают, что речь идет более чем о сотне тысяч вологжан.

 

Образование – в отстающих

Перед тем, как согласовать позиции чиновников и профлидеров, начальник управления труда предоставил информацию по заработной плате в бюджетной сфере. Средняя зарплата в организациях приближается к 8500 рублям. В сфере образования – 7700 рублей, чуть менее 9200 – в здравоохранении и соцзащите, порядка 8000 рублей –  в культуре и спорте. Это все прогнозные показатели. Точные расчеты сделать пока невозможно, поскольку статистика еще не обработала данные за год.

В 2005 году президент поставил задачу увеличить за три года заработную плату бюджетникам не менее чем в полтора раза. Прогноз по номинальному увеличению оплаты труда бюджетников на Вологодчине за данный период составляет порядка 97 процентов. То есть практически в два раза. По экономике в целом показатель равен 80 процентам. Таким образом, в бюджетной сфере области в последние годы зарплаты росли быстрее.

Говорить о реальных цифрах можно будет после того, как будет уточнен индекс инфляции по 2007 году. По словам Николая Лукинова, даже если инфляция окажется чуть выше, чем прогнозируется, по нашей области задачу президента можно считать выполненной: если брать плановые показатели, то в реальном исчислении увеличение зарплаты на Вологодчине в полтора раза произошло. Если же индекс значительно превысит 10 процентов, то до увеличения в полтора раза можно и «не дотянуть». Ситуацию на данный момент определить сложно, поскольку специалисты в своих расчетах исходили из прогнозных показателей.

Особо ощутимо увеличение зарплат было в здравоохранении, социальной защите и культуре. При этом, как отметил Николай Лукинов, каким ни странно, в сфере культуры темпы роста заработков оказались более значительными. Самые низкие темпы роста заработной платы – в образовании.

 

Бюджетная дифференциация

Специалисты департамента труда и соцразвития провели анализ заработной платы по отраслям. Проводился он выборочно по профессиональной структуре, с учетом национальных проектов, раздельно по областному и муниципальному бюджетам.

По местным бюджетам в здравоохранении зарплата в среднем составила порядка 8900 рублей. У врачей – порядка 21000 рублей, в скорой помощи – 24500, у медсестер – 13500, у младшего медицинского персонала – 4100. По областному бюджету цифры получаются другие: средняя заработок равен 10300 рублей, зарплата среднего медперсонала составляет 10200 рублей, младший персонал получает в среднем чуть меньше 5700.

Лидер областного профсоюза работников здравоохранения Татьяна Быкова в ходе совещания внесла существенную поправку: в здравоохранении есть такой показатель, как коэффициент вторичной занятости. Такого высокого показателя совместительства нет ни в одной другой отрасли. То есть, средние показатели по заработной плате делить необходимо как минимум на два. В сельских же районах, отметила она, врачи работают за троих, поэтому эти же 24 тысячи можно смело разделить на три, и тогда получиться сумма такая же, как в культуре и образовании. По статистическим данным за 2006 год вторичная занятость в здравоохранении Вологодчины превысила 49 тысяч рабочих мест или половину от общего количества.

Начальник управления труда согласился с замечанием, отметив, что не зря оговаривал данные по количеству реально работающих людей и штатных должностей. По отрасли здравоохранения это 32 тысячи рабочих мест при 52 тысячах штатных единиц.

В сфере образования заработная плата по местным бюджетам составляет в среднем 6800 рублей, по учителям – 9300 рублей. Зарплата учителей, осуществляющих классное руководство, составляет порядка 10200 рублей. По бюджету области картина складывается следующая: средняя оплата труда работников образования равна 7200 рублям, 9000 рублей получают учителя, средняя зарплата классных руководителей составляет порядка 10600 рублей.

Добавим к этому, что средняя зарплата в культуре приближается к 10000 рублям, в социальной защите – к 8300.

Таким образом, как сказал Николай Лукинов, виден разрыв между доходами работников. В целом дифференциация в зарплате между низкооплачиваемыми и высокооплачиваемыми работниками в бюджетной сфере приближается к 20. Для сравнения: разница в заработной плате у высоко- и низкооплачиваемых металлургов и химиков составляет 6,5. Одна из причин такой разницы в бюджетной сфере – низкая ставка первого разряда.

 

Что увеличивать?

После оглашения показателей стороны подошли к главному вопросу. Что должно увеличиться с 1 февраля: заработная плата или фонд оплаты труда? Президент страны Владимир Путин дал новое поручение – увеличить зарплату бюджетникам еще на 14 процентов. Увеличение потребует дополнительных средств, причем больших. По оценкам специалистов департамента труда и соцразвития, Вологодской области понадобится порядка полутора миллиардов рублей в год.

Перед специалистами встает проблема следующего порядка: то ли пойти путем увеличения тарифных ставок и окладов и соответствующего увеличения всех доплат и надбавок, то ли просто увеличить ФОТ. Департамент труда и соцразвития направил на согласование законопроект, связанный с увеличением тарифных ставок и окладов на 14 процентов.

С 1 сентября 2007 года область пошла на отрыв от федеральных систем оплаты труда. Федералы оставили тарифные ставки и оклады на прежнем уровне, но увеличили фонд оплаты труда в госучреждениях. И этот фонд был передан в распоряжение руководителей. В соответствии с нормами Трудового кодекса решение было согласовано с профсоюзными организациями.

В этот период последовало очень много обращений и в департамент труда, и в федеральные органы власти, и в профсоюзные организации. Поскольку из постановления вытекало, что не у каждого работника зарплата будет увеличена на 15 процентов. После этого вышло разъяснение Минздравсоцразвития, в котором рекомендовалось ввести для каждого работника 15-процентную надбавку стимулирующего характера. Тарифные ставки при этом фактически оставались на прежнем уровне.

В итоге профлидеры области высказались против увеличения ФОТ по причине возможных скандалов в организациях. Поскольку в данном случае средства, направленные на стимулирование работников, распределяются руководством.

 

Сократить разницу

Еще одним фактором, говорящим в пользу повышения тарифных ставок, Николай Лукинов назвал снижение мотивации к труду работников первых разрядов. При обсуждении вопроса специалисты департамента пришли к выводу, что произошло это после введения в области минимальной зарплаты в размере 3300 рублей. Теперь нужно предпринять все возможные усилия для сокращения разницы между ставками и «минималкой». На момент введения минимальной зарплаты в области средняя заработная плата по первому разряду составляла 2654 рубля. А третий разряд не попадал в доплаты вообще.

Однако некоторые специалисты считают иначе: по их мнению, разница в заработной плате между специалистами и низкооплачиваемыми категориями работников должна быть сохранена в максимально разумных пределах. И доказывают, что в данном случае лучше увеличить ФОТ, а распределение средств на местах оставить руководителям организаций.

При этом специалисты департамента труда и соцразвития настаивают на том, что разумнее всего увеличить тарифные ставки и тем самым сократить разницу между минимальной зарплатой и этими ставками. С законодательной же точки зрения, легче всего пойти путем увеличения ФОТ: в этом случае потребуется только внести изменения в закон о бюджете. А руководитель в данном случае получит право направлять все полученные средства на премирование.

 

Цена вопроса

Следующий вопрос – откуда взять деньги на предстоящее с 1 февраля повышение зарплат. Области потребуется 1,289 миллиарда рублей на 11 месяцев. Бюджет области утвержден с предельным дефицитом, поэтому, нужно либо увеличивать доходную часть бюджета, либо сокращать расходы по каким-то статьям.

Как заметил Николай Лукинов, федеральные учреждения готовят к переходу на новую систему оплаты труда, в которой будут базовые оклады по группам. Профессионально-квалификационные группы планируют ввести вместо сегодняшней единой тарифной сетки. Базовые оклады пока планируется установить исходя из тарифных ставок первого разряда, существовавших до 1 сентября. Здесь другая ловушка для области: если базовые оклады будут утверждены на этом уровне, последуют большие расходы областного бюджета.

Главное – при переходе на новую систему оплаты труда не ущемить работников. При решении вопроса нужно придерживаться простого принципа: работающий человек не может получать зарплату, на которую невозможно прожить. К такому выводу профсоюзы и департамент труда пришли в ходе консультации.

В скором времени Правительство Вологодской области должно предоставить проекты систем оплаты труда по всем бюджетным отраслям. Решение вопроса будет зависеть от этого документа.

 

Доводы в пользу ставок

Изначально точка зрения профсоюзов была единой с департаментом труда и соцразвития. Стороны пришли к общему решению: повышать нужно тарифные ставки.

Другая позиция была обозначена по здравоохранению, потому что в данной сфере с 1 апреля планируется ввести экспериментальную отраслевую систему оплаты труда. Здесь все регулируется соглашением на уровне Минздравсоцразвития. Что же касается реформирования в целом, то здесь необходимо учитывать специфику каждой отрасли. И дождаться официальных документов.

Как заметил Николай Лукинов, даже повышение зарплат на 15 процентов с 1 сентября прошлого года до последнего дня рассматривалось в Правительстве и Администрации президента в трех вариантах. Обсуждался и вариант по повышению тарифных ставок. Однако в последний момент было принято решение начать переход к новым отраслевым системам оплаты труда (ОСОТ).

 

Точку поставит Правительство

Вслед за первой консультацией департамента труда и профсоюзов последовало еще три встречи, на которых были рассмотрены три разных варианта. По словам председателя областной  Федерации профсоюзов Валерия Калясина, на один из вариантов профсоюзы были согласны пойти – это вариант по увеличению фонда оплаты труда на 14 процентов без изменения тарифных ставок. В данном случае дополнительные средства планируется направить на стимулирующие выплаты, и руководители будут распределять их между работниками по согласованию с профкомами.

Согласие на принятие такого решения профлидеры дали при одном условии: если в области будет ускорена работа по введению отраслевых систем оплаты труда. Если департаменты не согласятся ускорить процесс внедрения ОСОТ, то в силе останется первое предложение по увеличению тарифных ставок. По последним данным, чиновники высказались против подобного ускорения.

Период переговоров закончен, каждая сторона высказала свое мнение. Остается ждать решения областного Правительства.

Юлия Голубева

Источник: 
Профсоюзная газета