Модернизация образования: цель или средство?

Версия для печатиВерсия для печати

Министерство финансов РФ считает систему образования Вологодской области неэффективной. И на этом основании федеральное Правительство отказывает нашему региону в выделении средств на строительство и ремонт школ. Считается, что область в состоянии изыскать за счет сокращения неэффективных расходов ни много, ни мало восемь миллиардов рублей.

С этим Вологодчине что-то придется делать. Неспроста Губернатор Вячеслав Позгалев провел в прошлую пятницу совещание, намереваясь придать ускорение модернизации системы общего образования региона. Но прежде он решил выяснить: что эта самая модернизация должна собой представлять, и к каким результатам привести?

Огорчает главу области то обстоятельство, что в вопросе модернизации системы общего образования Вологодчина отстает от других регионов России – чуть ли не ото всех. «Область плетется в хвосте этой работы – мы одними из последних пытаемся ее начать», - подытожил Вячеслав Позгалев, возложив вину за торможение столь важного процесса на департамент образования. А важность процесса объясняется просто: система образования должна соответствовать требованиям сегодняшнего дня, в то же время в части преподавания и материально-технического обеспечения она оставляет желать много лучшего.

Аргументы и сомнения

Практически все претензии к сфере сводятся к низкому качеству преподавания, особенно в малокомплектных сельских школах, из-за чего выпускники последних при поступлении в другие учебные заведения проигрывают конкурс своим городским сверстникам. На языке специалистов это называется «неравнодоступным образованием». «Не вина, а беда малокомплектных школ состоит в том, что они не в состоянии дать весь спектр знаний из-за отсутствия педагогов: когда учитель физкультуры ведет немецкий, математику и географию – трудно рассчитывать на то, что по всем этим предметам ученики получат качественное образование», - заметил глава области, оговорившись, что не везде дело обстоит так плохо.

Необходимость что-то сделать с нынешним образованием мало у кого вызывает сомнения: им не удовлетворены ни педагоги, ни чиновники, ни профлидеры, ни родители. И все же у общественности возникает вопрос: какую цель преследуют реформаторы? – перестроить всю систему ради повышения ее эффективности или ради сокращения затрат на нее? Что для них первично и что вторично?

Наученные горьким опытом, граждане не торопятся верить власть имущим на слово. И те чувствуют сопротивление со стороны педагогического корпуса, что признал и Вячеслав Позгалев, объяснив это сопротивление недостаточной разъяснительной работой со стороны все того же департамента образования.

Гонка с преследованием

Впрочем, решение уже принято и, как говориться, обжалованию не подлежит: остановить процесс уже нельзя, да и выбора особого нет – регион, со слов Губернатора, либо будет отсталым, либо догонит остальных. Глава области заявил, что это совещание станет отправной точкой – началом модернизации системы общего образования. С 1 сентября во всех школах Вологодчины будет введена отраслевая система оплаты труда (ОСОТ), а их финансирование станет нормативно-подушевым, то есть будет напрямую зависеть от количества школьников. «2008 год нам упускать нельзя – в 2008 году мы должны начать серьезно заниматься модернизацией системы общего образования области», - заявил Вячеслав Позгалев.

В основе всей модернизации лежит внедрение ОСОТ и подушевого финансирования. Чиновники департамента образования утверждают, что это единственный способ повысить статус учителя, его зарплату и качество так называемой «образовательной услуги». К слову сказать, если уж говорить о качестве, то, скорее, преподавания, чем услуги – это рыночный термин, а в условиях рынка о равнодоступности образования говорить не приходится.

Но, вернувшись к собственно модернизации, нужно отметить, что со времени сентябрьских общественных слушаний по комплексному проекту этот документ претерпел некоторые изменения. По информации исполняющей обязанности начальника департамента образования области Елены Рябовой, департамент прежде считал приоритетом оптимизацию сети школ: тогда чиновники думали, что количество малокомплектных школ неизбежно сократится из-за отсутствия учеников в ряде сел и деревень. Однако районы преподнесли им сюрприз в виде увеличения числа таких школ, - к началу нового учебного года их стало на 70 больше, чем было.

Поэтому теперь подходы департамента несколько изменены. Для модернизации сферы по образному выражению Елены Рябовой, нужен рычаг. Роль рычага должны сыграть экономические механизмы - ОСОТ и подушевое финансирование, - именно с их помощью чиновники надеются подтолкнуть муниципальные районы все-таки оптимизировать сеть своих школ, чтобы на сэкономленные таким образом деньги повысить зарплату учителям.

Подчеркнем, что и Вячеслав Позгалев и Елена Рябова утверждали, что последнее слово в этом вопросе останется за муниципалитетами, тем более по закону закрыть школу можно только по решению сельского схода. И все же «рычаг» кому-то может показаться «дубиной». Ведь подавляющее большинство районов зависит от субвенций областного бюджета, а они – далеко не последний аргумент в диалоге между разными ветвями власти.

Экспериментальная «селекция»

По словам Елены Рябовой, разрабатывая проект, департамент образования опирался на опыт Санкт-Петербурга и Тюменской области: если в городе на Неве ввели окладную систему, то в Тюмени – стоимость ученика-часа. В итоге в Вологодской области получился гибридный вариант: здесь сохраняются оклады, доплаты и надбавки, и вводится стимулирующая часть «за качество».

Правда, сославшись на северную столицу и Тюмень, Елена Рябова ничего не сказала о том, каких результатов они добились, модернизируя свое образование. Поэтому скажем это за нее. Финансово благополучный Санкт-Петербург существенно повысил зарплату учителям, что было полезно во всех отношениях. Что же касается Тюменской области, то единственное, что им можно поставить в заслугу, как пилотному региону, – так это «пальму первенства» в деле модернизации образования. Реальность, однако, такова: по информации областного профсоюза педагогов, зарплаты тамошних учителей на деле не то что не выросли, но даже упали, так что первенство оказалось сомнительным.

Возникает вопрос: нужно ли Вологодчине идти по этому пути, а точнее – бежать, сломя голову? Тем более что свою методику департамент образования планирует распространить и на дошкольное, и на среднее специальное, и на дополнительное образование, слегка ее подкорректировав. Педагоги и общественность сомневаются в этом, чего не скажешь об областном Правительстве, которое заявляет, что школы должны конкурировать между собой и бороться за ученика и за учителя.

Красивые обещания

Что касается педагогов, то чиновники прочат им рост заработной платы чуть не в два раза, правда, только у 44 процентов преподавательского состава. Причина – в привязке зарплаты к наполняемости класса и школы. Дело в том, что федеральные нормы требуют наполнять классы в городской школе до 25 человек, а в сельской – до 14, тогда как в Вологодской области в среднестатистическом городском и сельском классе учатся 21 и 9 человек соответственно. А это значит, что обещанного роста зарплат учителя не увидят еще долго.

В первую очередь речь здесь нужно вести о стимулирующей части, которую предполагается довести до 30 процентов (с нынешних четырех). Однако, «чтобы образовательное учреждение пришло к такому стимулирующему фонду, руководители системы образования города или района должны оптимизировать сеть», - подчеркнула Елена Рябова. И добавила: «Такие результаты по оплате труда возможны только тогда, когда будет соответствующая наполняемость школы и качество образовательной услуги. Тогда можно будет говорить о решении проблемы по повышению оплаты труда».

То есть 30-процентный стимулирующий фонд – вопрос неопределенно далекого будущего. В ближней же перспективе все гораздо прозаичнее. Елена Рябова предложила на первых порах ввести 15-процентный фонд – чтобы заинтересовать педагогов в повышении качества преподавания: для его повышения потребуется дополнительное финансирование в размере 300 миллионов рублей, но выделит ли область эти деньги – еще вопрос. Правда, по мнению первого заместителя Губернатора области Ивана Позднякова, к финансированию проекта необходимо будет подтянуть и муниципальные образования. В итоге же реализацию ОСОТ предложили начать без резкого повышения зарплат, – чтоб только отладить ее механизм, а также разработать нормативную базу.

А ведь деньги, помимо прочего, понадобятся и на так называемые «группы риска». Это, во-первых, молодые специалисты со средним специальным образованием, которые по новой системе в зарплате могут только проиграть. Во-вторых, работники малокомплектных школ, которым при всем желании не выполнить федеральный норматив по заполняемости классов. Для них Елена Рябова предложила ввести выравнивающие и адаптационные коэффициенты, чтобы сохранить нынешний уровень зарплат. А на это тоже нужны дополнительные средства.

Вопросы, вопросы…

Вопросов по проекту модернизации общего образования остается немало. Всех их было обещано обсудить вместе с общественностью. Ведь еще осенью она задавалась вопросом – как именно будет оцениваться качество преподавания? И ответа как не было, так и нет: на совещании Елена Рябова упомянула только единый госэкзамен (ЕГЭ), к которому и педагоги, и общественность относятся весьма скептически.

Или право директора школы самостоятельно формировать штатное расписание, о чем сообщил Вячеслав Позгалев: педагоги не в восторге от таких инициатив, поскольку боятся произвола со стороны директоров, который может распорядиться стимулирующим фондом в пользу… руководства школы.

Впрочем, чиновники пообещали проработать окончательный вариант проекта модернизации системы общего образования вместе с педагогами и профлидерами. «Все расчеты, предложения – они не бесспорны, есть о чем поговорить, - заметил глава региона. – Я бы предложил такую схему, как деловая игра. В ходе серьезного обсуждения каждый директор и учитель примерил бы эту систему на себя и посмотрел: не ошиблись ли мы где-то, не просмотрели ли какие-то моменты? Чтобы минимизировать количество ошибок, а лучше – исключить их совсем».

Так власть надеется убедиться в эффективности новой системы.

Алла Нивина

Источник: 
Профсоюзная газета