Благая цель

Версия для печатиВерсия для печати

Модернизация образования Вологодчины набирает обороты. На прошлой неделе на территории областного профсоюза педагогов прошла презентация обновленного проекта отраслевой системы оплаты труда (ОСОТ). На этой презентации чиновники заявили, что главная цель реформы – повысить оплату труда в отрасли, а также – поставить ее в зависимость от качества преподавания. Правда, возникает вопрос: будет ли достигнута эта благая цель?

Напомним, что первоначальный вариант документа департамент образования области выставлял на суд общественности осенью прошлого года. Но, видимо, его доработка и согласование с другими департаментами (особенно, с департаментом финансов) шли с трудом. И Губернатор Вячеслав Позгалев, обеспокоившись отставанием Вологодчины в этом вопросе от других регионов, решил придать процессу ускорение и провел специальное совещание.

И вот, через две недели после публичной взбучки чиновники департамента образования представили на суд заинтересованной публики обновленный проект. Правда, оговоримся, проект урезанный, касающийся не модернизации всей системы общего образования, а только ее части – введения отраслевой системы оплаты труда.

Учли и посчитали

Первый заместитель Губернатора области Иван Поздняков, предваряя подробный рассказ главного специалиста департамента образования Ирины Ухановой, заметил, что при разработке ОСОТ был учтен опыт различных регионов России. «Мы анализировали исполнение существующей модели, выслушивали мнение специалистов различных уровней – директоров школ, учителей, профсоюзных работников, специалистов в области экономики образования. Весь спектр мнений сейчас уже изучен, - подчеркнул Иван Поздняков. - Мы не форсировали этот процесс, поскольку много было претензий, вопросов – они и сейчас еще есть. И я думаю, что высказанные пожелания будут максимально учтены».

Ирина Уханова добавила к этому, что новая ОСОТ  полностью адаптирована к условиям нашей области: а для нее характерно не только значительное число малочисленных школ (две трети от общего количества сельских учебных заведений), но даже их рост (на 69 в 2007 году). Все это вроде как учтено в расчетах, однако, еще полгода назад чиновники этого же департамента утверждали, что число малокомплектных школ неизбежно сократиться, причем тоже называли цифры. Однако жизнь показала обратное, и возникает вопрос - что же она преподнесет еще через год?

Погоня за показателями

А пока суд да дело, зарплату педагогам собираются поставить в зависимость от количества учеников в школе и классе. Федеральные нормативы объявляют стандартом количество учеников в классе для города – в 25 человек, для села – в 14. А на Вологодчине эти показатели не то что ниже (21 и 9 человек в городе и селе соответственно), но обещают еще больше уменьшиться.

«Когда мы работали над наполняемостью классов, анализировали ситуацию, то пришли к выводу, что устанавливать единый норматив (даже на уровне 14 человек) для сельских образовательных учреждений не совсем рационально. Слишком разные образовательные учреждения в Вологодской области, - обрисовала ситуацию Ирина Уханова. У нас есть школы, где в классе сидят два-три человека, и классы, открытые даже для одного школьника. Вместе с тем, в  области немало сельских школ с наполняемостью классов в 20-25 человек».

Поэтому, чтобы хоть как-то выровнять ситуацию, область решила установить более низкий норматив наполняемости классов для малокомплектных сельских школ. Он будет зависеть от так называемой «ступени обучения» и варьировать от 7 до 25 человек. Благодаря такой дифференциации чиновники рассчитывают сохранить сельскую школу.

Но здесь есть одно «но». Дело в том, что в крупных сельских поселениях, где живет более трех тысяч человек, в школах будет действовать городской норматив – 25 учеников в классе. Именно эти школы, коих в области насчитывается 23, чиновники планируют в перспективе сделать базовыми. Последних, опять же по предварительным прикидкам, в будущем должно стать больше. Вот и возникает вопрос - за счет чего? А поскольку Ирина Уханова этого не объяснила, тень сомнения сама собой пала на те самые малокомплектные школы, которые без соответствующего решения сельского схода клятвенно обещают не трогать.

Обоснован ли оптимизм?

А в итоге выполнение или невыполнение нормативов наполняемости школы и класса будут напрямую отражаться на зарплате учителей. Ирина Уханова подробно рассказала о том, из чего будет состоять зарплата педагога и какие коэффициенты будут на нее влиять. Но мы не будем описывать сложную структуру учительской зарплаты, обратим внимание лишь на ее некоторые особенности.

Во-первых, заработок педагога будет состоять из двух частей - гарантированной и стимулирующей. Сейчас доля второй части крайне мала, а первой – достигает двух третей зарплаты. Однако по проекту на гарантированные (законом!) компенсационные выплаты отводится не более 15 процентов соответствующей части фонда оплаты труда (ФОТ). Этих средств просто не хватит – разве таковы должны быть гарантии?

Во-вторых, стимулирующая часть зарплаты в перспективе должна достигнуть 30 процентов от общей суммы, но, скажем прямо, этой перспективы людям придется ждать долго. Пока в расчетах департамента образования, призванных показать динамику грядущего роста зарплат в отрасли, доля «стимула» указывается лишь в 10 процентов. Но и этот вариант расчета является весьма оптимистическим.

Приводя в пример расчет коэффициентов наполняемости школы и класса, Ирина Уханова подчеркивала, что с  помощью сложных формул зарплата учителя защищается от сильного… понижения. Вот вам и рост! И затем, приводя примеры расчета заработной платы, представитель департамента образования признала, что по повышение зарплаты получат лишь порядка 44 процентов педагогов (пять тысяч человек), причем прибавки у них будут разными. Остальные 56 процентов учителей (6400 человек) поровну распределятся между теми, у кого зарплата сохранится на нынешнем уровне, и теми, у кого она упадет, но кому обещана доплата до нынешнего заработка.

Но и здесь не обошлось без оговорок. Доплаты до нынешней зарплаты не вечны и будут платиться лишь в так называемый переходный период, то есть в течение трех лет. К тому же «оптимистичный сценарий» развития событий рассчитан с учетом выполнения стандартной нормы нагрузки на педагога – 18 часов в неделю. Но похвастаться этим могут немногие.

Лукавые цифры

Так каковы же расчеты чиновников департамента образования? Ирина Уханова привела ряд примеров, где в расчете зарплат учителей оговаривалась учебная нагрузка в 18 часов. Так вот, при выполнении нормативов наполняемости школы и класса гарантированная часть зарплаты учителя первой категории в городе составит 9418 рублей, что на 20 процентов выше, чем по Единой тарифной сетке (ЕТС); у педагога высшей категории – 11436 рублей, что на 36 процентов больше нынешнего размера. Однако если наполняемость класса составляет лишь 60 процентов от норматива, гарантированная часть зарплаты педагога первой категории окажется сопоставимой с сегодняшней (7857 рублей), высшей категории – будет выше лишь на 15 процентов (9667 рублей).

При тех же условиях и при выполнении нормативов гарантированная зарплата сельского учителя первой категории будет сопоставима с заработком по ЕТС – 11773 рубля, у педагога высшей категории – станет больше на 13 процентов (14295 рублей). Однако если классы наполнены лишь на две трети от нормы, гарантированная часть зарплаты учителя первой категории будет на 17 процентов ниже заработка по ЕТС (9822 рубля), у педагога высшей категории – на 4 процента ниже (12084 рубля).

Зарплата молодого специалиста в городской школе при хорошей наполняемости класса должна достигнуть 7032 рублей (гарантированная часть), в сельской – 8790 рублей: то есть в обоих случаях вырастет на 36 процентов. Однако через три года и эти невеликие деньги сократятся, если молодой педагог не пойдет аттестацию и не повысит свою категорию. Правда, у социальных педагогов гарантированная часть зарплаты еще меньше 6727 рублей в городе и 8400 – на селе.

В сухом остатке

Но что же остается в сухом остатке после всех многочисленных расчетов? Прежде всего, сомнения в том, что заработная плата учителей реально вырастет, поскольку такой уверенности не дает даже оптимистический сценарий развития событий, представленный департаментом образования.

В то же время, обсуждение проекта ОСОТ находится на завершающем этапе. В него еще можно внести какие-то коррективы, но времени на это остается не больше месяца, поскольку в апреле проект документа будет внесен на рассмотрение областного Правительства, а затем – в Законодательное собрание. В общем, все идет к тому, что новая ОСОТ будет введена в школах области со следующего учебного года.

Профсоюз педагогов намерен добиваться повышения базовой ставки, от которой идут все расчеты, с 2600 рублей до 3300 (минимальной зарплаты по региону). Тогда бы ни один учитель не потерял бы в зарплате при переходе на новую систему оплаты труда. Но на пути подобных начинаний скалой стоит департамент финансов, неизменно ссылающийся на дефицит областного бюджета. И это косвенно подтвердил Иван Поздняков, признавший, что областное Правительство не видит пока реальных возможностей для увеличения доходной части бюджета, и на реализацию обсуждаемого проекта ОСОТ еще нужно изыскивать дополнительные средства. Поэтому о существенном повышении зарплат сейчас даже речи не идет.

Педагоги же в ответ на такие признания заявляли, что в таком случае переход на новую систему оплаты труда не имеет смысла и нужно оставить все как есть, тем более по закону зарплата педагогов упасть не должна. Люди опасаются реальности, которая, как известно, зачастую оказывается хуже планов, нарисованных на бумаге.

Тем не менее, каждому району вскоре придется решать вопрос – присоединяться ему к проекту модернизации образования или нет. И как пойдет этот процесс сейчас сказать сложно. Так, говоря о Череповецком районе директор Мяксинской средней школы Виктор Леонтьев, выслушав аргументы правительственно стороны, отреагировал на них так: «Желания лезть в это нет». А затем обосновал свою позицию: «Зачем все это делается? Ради повышения качества образования? Простите, но я этого не увидел».

Возможно, возражения общественности будут приняты во внимание разработчиками проекта – это единственное, на что педагоги и могут уповать. Поскольку что касается муниципалитетов, то у области достаточно рычагов, способных повлиять на процесс принятия районами решений о присоединении к комплексному плану модернизации общего образования.

Алла Нивина

Источник: 
Профсоюзная газета