ТРЕТЬЯ «ПРИМЕРКА»

Версия для печатиВерсия для печати

Семь раз отмерь, один раз отрежь. Эту истину люди обычно вспоминают тогда, когда выясняется, что замерено было наскоро и отрезано наспех. А результат никуда не годится.

Возможно, памятуя об этой пословице, педагоги области не сетуют, когда чиновники предлагают им ознакомиться с очередным вариантом проекта модернизации образования области. В конце концов, он пока лишь третий по счету, и нареканий к нему много: то одних работников ущемили, то у других что-то урезали. Но такого быть не должно. Если уж власть взялась за модернизацию образования - должна дать гарантии педагогам, что их зарплаты не упадут.

Поэтому на недавней презентации третьего проекта модернизации образования области чиновники отраслевого департамента, как заклинание, не единожды повторили профсоюзным лидерам одни и те же слова: нынешний уровень заработной платы педагогов "они постараются сохранить". Более того, первый заместитель начальника департамента образования Владимир Голованов заверил профлидеров, что спешить в этом деле никто не собирается. Вводить новую отраслевую систему оплаты труда будут не во всех, а только в пилотных школах. И это вроде как звучит обнадеживающе, вот только не идет из головы информация, озвученная Губернатором области Вячеславом Позгалевым месяца полтора назад.

Тогда на специальном совещании, собранном все по тому же вопросу, глава области озвучил позицию Минфина РФ. И рассказал, что федеральные финансисты сочли систему образования Вологодской области неэффективной и на этом основании отказали Вологодчине в выделении средств на строительство и ремонт школ. По каким-то своим "лекалам" они определили, что наша область в состоянии сэкономить на образовании восемь миллиардов рублей, а значит, именно на эти деньги Вологодчина и должна строить и ремонтировать свои школы.

Этим и объясняется все многообразие вариантов проекта модернизации образования. Не так-то просто найти ту модель, при которой можно одновременно и прилично сэкономить, и систему модернизировать, и учителям зарплаты повысить. Последнее положение, кстати, хоть и вызывает множество вопросов, но без него модернизация как таковая теряет всякий смысл. Спрашивается: если зарплата педагогов не вырастет, о каком качестве преподавания может идти речь? А именно качество реформаторы и поставили во главу угла.

Заметим, правда, что вопрос качественного преподавания чиновники понимают своеобразно. Главный специалист департамента образования Ирина Уханова заявила, что "в связи с переходом на рыночные отношения, которые пришли и в систему образования тоже, мы говорим об образовании как об услуге, предоставляемой потребителю". В общем, чиновники понимают образование как почти что рыночную услугу. Но все же признают, что его все-таки нельзя рассматривать на сто процентов как услугу, ибо образование - "это социальное благо". Поэтому чиновники признают, что без участия государственно-общественных органов в распределении средств, направляемых на образование, обойтись нельзя. И как результат - департамент образования собрал экспертную комиссию, в рамках которой работают экономисты, юристы и общественность.

Так вот, перед лицом этой самой общественности Владимир Голованов признал, что у Вологодской области своя специфика: здесь много малокомплектных школ, порой разбросанных по самым дальним ее уголкам. Спешить с их реформированием, а заодно введением новой отраслевой системы оплаты труда (ОСОТ), как уже было сказано, чиновники вроде не собираются. Все будет опробовано на пилотных школах, коих насчитывается порядка двадцати. На них и "примерят" новую систему в следующем учебном году, чтоб определить, где "тянет, жмет и рвется". Как заметил Владимир Голованов, 20 школ - не 600, поэтому все проблемы можно будет отрегулировать. А остальные школы тем временем будут работать по старой методике.

Но эти надежды вновь омрачаются решением, принятым на федеральном уровне: как известно, с 1 января 2009 года учреждения образования будут финансироваться по нормативам. Поэтому, как заметил председатель Вологодского горкома профсоюза педагогов Вадим Федин, "хочешь - не хочешь, а пойдешь" по пути модернизации школы. Но разве это реформа "по собственному желанию"? На такое замечание Владимир Голованов смог сказать лишь одно: в этих самых нормативах на зарплату заложена самая большая доля средств. Вот только "самая большая" еще не значит достаточная.

В общем, никто не дерзнет предсказать, чем обернется переход на новые финансовые механизмы управления образованием. Единственно, что тут можно сделать - проанализировать опыт других регионов в сложном деле модернизации образования. И, как рассказал председатель обкома отраслевого профсоюза Олег Димони, реформаторский подход в этой сфере привел к путанице и мешанине - кое-где, к примеру, умудрились смешать совет школы с профкомом. Во многих регионах предусматривают введение штатно-окладных систем, которые подразумевают изменение нормирования труда учителя, перевод их на 36-часовую рабочую неделю. "Все это вызывает большую тревогу и озабоченность, поскольку все регионы находятся в, скажем так, разных весовых категориях", - прокомментировал ситуацию Олег Димони. И все это уже привело к нарушениям трудового законодательства. В итоге Олег Димони призвал вологодских чиновников не брать пример с регионов, уже наломавших дров, и делать все для того, чтобы четко соблюдать трудовое законодательство.

Хотя последнее, похоже, непростая задача. Ведь, с одной стороны, федеральный центр подгоняет регионы к реформам (иначе с чего бы они все разом и так дружно взялись за это непростое дело?), а с другой стороны, многие нормативные документы, необходимые для такой реформы, до сих пор не приняты. Если какие-то моменты область отрегулирует на своем уровне - еще не факт, что от этого будет толк, поскольку в один прекрасный момент недостающий федеральный документ все-таки выйдете свет и вполне может перечеркнуть все наработки регионалов. Поэтому "выкраивать" контуры новой системы образования областным чиновникам приходится если и не вслепую, то как минимум на ощупь. И не придется ли потом ее перекраивать?

А пока суд да дело, областные чиновники без устали твердят о том, что закрывать малокомплектные школы никто не планирует. И в доказательство серьезности своих намерений апеллируют к опыту альтернативного воспитания, вызвавшего отток детей из садиков и, как следствие, закрытие многих из них. Смысл сравнения таков: наступать на старые грабли власть не собирается.

Равно как и стоять на месте. Власть намерена стимулировать районы создавать на своей территории базовые школы. Даже с их количеством уже почти определилась - порядка 60 таких школ будет создано в области. И как тогда расценивать заверения чиновников, что руководителей школ и глав районов никто не будет принуждать к их созданию? Как пример добровольности приводятся Сокольский и Бабушкинский районы, отказавшиеся создавать базовые школы на своей территории.

Впрочем, несмотря на трудность переговоров, профсоюзы признают, что областная власть спокойно и взвешенно подходит к разработке комплексного плана модернизации образования. Олег Димони, в частности, заметил, что к разработке ОСОТ она приступила только после выхода единых рекомендаций по оплате труда на 2008 год, разработанных Российской трехсторонней комиссией.

Но как повернется дело завтра, опять же никто не знает. Ведь все то же федеральное Правительство настаивает на том, чтобы регионы ввели новые ОСОТ уже в этом году. И проводит специальный конкурс, победители которого получают деньги из федерального бюджета на модернизацию, а точнее, ведение экспериментов в сфере образования. Олег Димони насчитал 31 такой регион.

Пока Вологодская область вроде бы не собирается участвовать в этом конкурсе, но как знать, что будет завтра? Федеральная власть умеет удивлять регионы. Достаточно вспомнить неожиданное решение Президента страны Владимира Путина в связи с высокой инфляцией повысить зарплату бюджетникам раньше и больше, чем это было запланировано в федеральном бюджете: то есть не на 7 процентов с 1 сентября 2008 года, а на 14 процентов уже с 1 февраля. Людям это, конечно, было на руку, а вот регионам пришлось выкручиваться, особенно недотационным. И поскольку для реализации президентского решения области потребуется дополнительно выделить порядка 1,6 миллиарда рублей, на остальном она начала экономить.

Как заметил Олег Димони, региональная власть в итоге взяла курс на введение ОСОТ без выделения дополнительных средств из бюджета. То есть рост заработной платы в третьем варианте проекта модернизации фактически не предусмотрен. В расчетах департамента образования фигурирует размер базовой ставки, от которой будет считаться зарплата учителя, в размере 2600 рублей, что ниже минимальной зарплаты по области. По расчетам профсоюза реализация такого плана приведет к тому, что зарплата вырастет лишь у 44 процентов педагогов, у 28 процентов она останется на прежнем уровне, а еще у 28 процентов - снизится.

Во время переговоров с профсоюзной стороной власть согласилась с тем, что зарплата падать не должна, тем более это противоречит трудовому законодательству. А поскольку выделить значительные средства на модернизацию образования областное Правительство не готово, стороны и пришли к тому самому компромиссному варианту, о котором говорил Владимир Голованов: внедрить новую ОСОТ лишь в нескольких школах с тем, чтобы сначала как следует "приладить" новую систему к нуждам школы, а уже потом внедрять ее на территории всей области. По такому пути уже пошли многие российские регионы. И это не худший вариант.

Алла Нивина

P.S. В городах области сосредоточено порядка 30 процентов образовательных учреждений и около 70 процентов школьников. При этом большая часть городских школ (80 процентов) и школьников (порядка 40 процентов) приходится на Вологду и Череповец. В то же время комплексный план модернизации образования не учитывает специфику крупных муниципальных образований.

Источник: 
Профсоюзная газета