Оптимизация продолжается

Версия для печатиВерсия для печати

Модернизация системы образования будет продолжена, оптимизация сети школ и профтехучилищ тоже. Таким был посыл областного совещания работников образования, прошедшего 20 августа в большом зале Правительства области. Курс федеральной власти на комплексную модернизацию сулит радикальные перемены. И педагоги Вологодчины успели это почувствовать на себе. Однако сам процесс еще только набирает обороты, и трудности новой перестройки все еще впереди.

Под стандарт!

В преддверии нового учебного года первый заместитель Губернатора области Иван Поздняков рассказал директорам школ о том, что педагогам области необходимо готовиться к переходу на новые федеральные образовательные стандарты. Уже с 1 ноября этого года апробация этих стандартов начнется в шести пилотных школах Вологодчины. Регион должен будет разработать программу перехода на новые стандарты, и со следующего учебного года по ним начнут учиться все школьники области.

К тому времени, по всей видимости, появятся федеральные стандарты уже для следующих ступеней обучения. Но и для внедрения таковых на первой ступени, то есть в школах, потребуется немало финансовых средств. По оценкам Ивана Позднякова, одной только Вологде для этого потребуется порядка двухсот миллионов рублей.

Поздняков заверил участников совещания, что объем финансирования образования будет расти. В целом по стране он приблизился в этом году к двум триллионам рублей, превысив расходы на все другие отрасли экономики. Что же касается Вологодской области, то ее консолидированный бюджет по этой отрасли увеличился почти на миллиард рублей, несмотря на то, что 2010 год, по его словам, продолжает оставаться "годом кризисных явлений".

Отдайте ФОТ

Дополнительные средства, по словам заместителя Губернатора, тратятся в том числе на повышение зарплаты учителей. Однако мониторинг общественного мнения, проводимый обкомом отраслевого профсоюза, выявил весьма неоднозначное мнение педагогов по вопросу результативности введения новой системы оплаты труда. Это притом, что, по мнению председателя областной организации профсоюза работников народного образования и науки Светланы Павлушковой, многие директора школ смогли смягчить ситуацию, поддержав материальное положение учителей через стимулирующие фонды. Однако как они будут делать это во все ужесточающихся бюджетных условиях - вопрос открытый.

Совершенствование системы оплаты труда остается одной из самых чувствительных тем. Светлана Павлушкова предложила социальным партнерам вплотную заняться проблемой повышения зарплаты до размера, позволяющего учителю и воспитателю жить достойно. Точнее, провести тщательный анализ, возможно, с привлечением независимых специалистов, чтобы посмотреть, в каких районах и как пополняются и расходуются стимулирующие фонды, каким муниципалитетам удалось добиться в этом деле наилучших результатов и за счет чего. Таким способом можно не только распространить удачный опыт, но также выявить причины опыта не самого лучшего, чтобы найти способы его исправить.

Пока же, по данным Ивана Позднякова, средний по области размер стимулирующего фонда, на который и уповают реформаторы, составляет 21,8 процента. Хотя разброс в этих показателях большой - от 10 до 30 процентов. Дифференциацию чиновники объясняют излишней численностью обслуживающего и вспомогательного персонала, на выплаты которому расходуется часть фонда оплаты труда (ФОТ). По мнению начальника Департамента образования Елены Рябовой, перераспределение средств ФОТ только в прошлом году позволило бы увеличить зарплату учителям на 7,7 процента-до 11,5тысячи рублей.

Поэтому школы будут освобождаться от несвойственных им функций: начнут передавать котельные (в этом году - 47 в 12 районах) и автобусы (пока в двух районах) сторонним организациям, с которыми станут работать по договору. Считается, что такая практика - аутсорсинг - снижает неэффективные расходы, а потому будет расширяться.

«Причесать» под норматив

Иван Поздняков считает, что оптимизация позволяет региону сохранить бюджетную стабильность: ради этого в области было разработано 37 специальных долгосрочных программ. Планы модернизации того же образования составлены вплоть до 2015 года.

Сеть среди их общеобразовательных школ по этим планам уже сокращается - в основном за счет малочисленных. Внедрение новых стандартов обучения подтолкнет и к закрытию малокомплектных школ, так как те просто не смогут им соответствовать. По словам Елены Рябовой, проблемы с финансированием малокомплектных школ усугубляются: сейчас муниципалитеты, перераспределяя ФОТ, заимствуют его у школ, поэтому в будущем году подходы к их финансированию будут пересмотрены. К такому шагу региональную власть подталкивает и изменяющееся федеральное законодательство, которое предписывает переходить от финансирования "по факту" к финансированию "по нормативу".

Сейчас именно малокомплектным школам приписывается основная часть неэффективных расходов, от которых стремится избавиться регион. В этом году чиновники постараются снизить их на 306 миллионов рублей - до 1,042 миллиарда, а в следующем - уменьшить еще на 610 миллионов. Наибольшее сокращение, судя по всему, ожидает Вологодский, Никольский, Великоустюгский, Череповецкий и Грязовецкий районы, как самые "неэффективные".

Впрочем, сам процесс оптимизации эффективным тоже сложно назвать. Хотя планы разрабатывались заранее, конфликтов избежать не удалось. Светлана Павлушкова подчеркнула, что в обком профсоюза все лето поступают заявления с просьбой разобраться с незаконностью реорганизации той или иной школы. "Если педагоги, читая заключение об экономической эффективности, не находят плюсов в закрытии школы, значит, или работа проведена не слишком грамотно, или население недостаточно с ней ознакомлено. Если люди готовы идти в суд, значит, не до конца продуман процесс оптимизации", - уверена профсоюзный лидер.

Светлана Павлушкова подчеркнула, что предпринимаемые шаги нужно продумывать до конца. Болезненный процесс оптимизации находится в самом разгаре: скоро будет принята программа на 2011-2013 годы. Если к ее обсуждению будет привлечено население, процесс пройдет спокойнее. Как-никак область выделяет немалые средства на закупку автобусов для подвоза школьников к месту учебы и создание дополнительных мест для проживания детей в пришкольных интернатах.

И училища тоже

Впрочем, процесс оптимизации не ограничивается одними лишь школами. По данным Елены Рябовой, учреждения профобразования области загружены лишь наполовину. В процесс реорганизации вовлечено 24 учреждения профессионального образования. Чиновники говорят о концентрации ресурсов, создании учреждений с многоуровневой подготовкой и устранении дублирования профессий.

Реформаторы указывают на дисбаланс в профессиональной ориентации молодежи. Стремление получить высшее образование привело к тому, что на десять выпускников вузов приходится лишь четыре выпускника техникумов и три - училищ. Преодолевать дисбаланс предстоит координационно-аналитическому центру содействия трудоустройству выпускников и непрерывному профессиональному образованию, созданному на базе Вологодского педагогического колледжа. А пока суд да дело, Департамент образования пытается реанимировать целевую долгосрочную программу развития трудовых ресурсов Вологодской области на 2011-2020 годы, чтобы побороться за субсидии Министерства образования и науки РФ, выделяемые намодернизацию профобразования.

Все еще впереди...

Многочисленные планы и программы, уже принятые на региональном и федеральном уровне, пока не могут дать полного представления о будущей системе образования. По мнению председателя комитета по образованию, культуре и здравоохранению Законодательного собрания области Людмилы Ячеистовой, прежняя законодательная база, выполнив свое предназначение, перестала удовлетворять требованиям времени. И ныне действующий федеральный закон об образовании, исправленный и дополненный еще 35 законами, будет заменен новым. Уже готовый законопроект, разработанный Минобрнауки, по требованию Президента страны должен быть вынесен на рассмотрение Государственной Думы к 1 сентября. Когда он будет принят, модернизация в образовании может выйти на новый виток.

По данным областного Правительства, средняя зарплата учителей выросла на 12 процентов - до 12OO5 рублей, средняя зарплата работников образования составила 9186 рублей. В новом учебном году будет организован подвоз к месту учебы более семи тысяч школьников. В школы области поступило 66 автобусов.

Алла Нивина
 
Источник: 
«Профсоюзная газета» N30 (955) от 26 августа 2010 года