В защиту учителя

Версия для печатиВерсия для печати

Подводить итоги и строить планы на будущее принято в начале года, в том числе и года учебного. В канун Дня знаний педагоги традиционно анализируют, что удалось и не удалось сделать ранее, и ставят задачи на новый учебный год. Последовал их примеру и учительский профсоюз, проведя в конце августа традиционное совещание.

В связи с этим председатель областной организации работников Народного образования и науки Светлана " Профсоюзной газете" интервью.

 

- Новый учебный год начался в разгар Года учителя. Светлана Вадимовна, какими мероприятиями Год учителя запомнится педагогам Вологодчины и их профсоюзным лидерам?

- Профлидеры педагогов стали активными участниками практически всех мероприятий, посвященных Году учителя. Так, в большинстве районов профсоюзный актив был в числе организаторов мероприятий. Каждый район разработал свою программу, где нашлось место не только конкурсам и выставкам профессионального мастерства, но также творческим проектам и спортивным состязаниям.

Представители обкома отраслевого профсоюза задействованы в конкурсах, проводимых в рамках приоритетного национального проекта "Образование", в качестве общественных экспертов. Всего в этом году в области проводится шесть различных конкурсов в рамках нацпроекта - как для образовательных учреждений, так и для педагогов.

Но, несмотря на разнообразие праздничных мероприятий, профсоюзный актив, как и прежде, свои основные усилия направляет на защиту прав и интересов работников отрасли, на повышение их уровня жизни. А в этом деле важна солидарность, поэтому мы вместе с профсоюзами других отраслей принимали участие в первомайской акции "За достойный труд, заработную плату и стабильную занятость!".

 

- Светлана Вадимовна, какие из поставленных задач профсоюзу педагогов удалось решить в минувшем учебном году?

- Я бы хотела отметить прежде всего подготовку и подписание Регионального отраслевого соглашения по образовательным учреждениям Вологодской области, которое заключено на 2010-2012 годы. Переговоры начались сразу же после нашей отчетно-выборной конференции.

Хочу подчеркнуть, что наши переговоры с Департаментом образования проходили непросто, и документ был подписан с протоколом разногласий. Сторонам не удалось достичь согласия по разделу "Оплата труда", в вопросе о повышающих коэффициентах к минимальному должностному окладу. Тем не менее, по большинству позиций мы нашли взаимопонимание и наметили пути для дальнейшей работы.

После подписания Регионального соглашения мы развернули кампанию по принятию аналогичных документов уже на муниципальном уровне. Одновременно началась работа по заключению коллективных договоров в учреждениях образования. И хотя в целом кампания прошла успешно, профсоюзному активу пришлось приложить немало сил, чтобы отстоять права работников.

 

- Оплата труда - центральный вопрос любых переговоров с работодателями. Какие проблемы профлидеры поднимают на переговорах с областным Правительством, которое, по сути, является главным работодателем для бюджетников области?

- Вы правы, оплата труда сейчас самый больной вопрос, многие проблемы по-прежнему далеки от окончательного решения. Переход на нормативно-подушевое финансирование привел к ограничению фонда оплаты труда, из-за чего практически во всех районах были снижены повышающие коэффициенты к должностным окладам. Такая практика ущемила интересы педагогов, работающих в муниципальных учреждениях образования, особенно если сравнивать их с областными. Есть также различия в выплатах компенсационного характера и в распределении стимулирующего фонда.

Многочисленные обращения в адрес областной организации показали, что в районах сложилась трудная ситуация с формированием стимулирующего фонда, особенно в учреждениях дошкольного и дополнительного образования. Последние находятся в компетенции муниципальных органов власти, и создание полноценного стимулирующего фонда в нынешних экономических условиях для них становится проблематичным. Поэтому президиум обкома профсоюза направил свои обращения в адрес Губернатора и Законодательного Собрания Вологодской области с предложением изыскать дополнительные средства для сферы образования во втором полугодии 2010 года.

 

- Что предлагают профлидеры для совершенствования системы оплаты труда?

-   У нас немало предложений, и все они - это мнение самих педагогов. Дело в том, что мы проводим мониторинг отношения педагогов к введению новой системы оплаты труда (НСОТ). И первый же опрос показал, насколько неоднозначно

отношение учителей к данной проблеме. На увеличение или уменьшение размера заработной платы повлияли многие факторы, поэтому для нас было важно определить тенденции, проявившиеся при переходе на НСОТ.

Так вот. Резкого снижения заработной платы у части педагогов не произошло благодаря руководителям, многие из которых стремились хотя бы приблизительно сохранить прежний уровень заработной платы через компенсирующие и стимулирующие выплаты. Так они избегали напряженности в трудовых коллективах.

Учителя же, положительно оценивая саму идею стимулирования за качество труда, отмечают, что для этого нужны более ощутимые средства. Необходимость "соперничать" за мизерные суммы дискредитирует саму идею стимулирования.

Проанализировав предложения педагогов, наш профсоюз выдвинул на передний план решение нескольких задач. Во-первых, необходимо ввести единый подход к оплате труда педагогов на территории всей области, для чего потребуется установить единые повышающие коэффициенты к базовым окладам. Во-вторых, нужно увеличить сами базовые оклады. В-третьих, увеличить нормативы подушевого финансирования с тем, чтобы они предусматривали достаточный объем средств на полноценные компенсационные и стимулирующие выплаты. В-четвертых, пересмотреть показатели неэффективности расходов в сфере образования. И, наконец, в-пятых, усовершенствовать методики расчета заработной платы, в том числе с привлечением независимых специалистов.

Все эти задачи направлены на повышение зарплат работников образования.

 

- В конце прошлого учебного года произошел сбой с выплатой вознаграждений за классное руководство. Светлана Вадимовна, как профсоюз повлиял на решение данной проблемы?

- Сразу уточню, что эти выплаты производятся из федерального бюджета, так как осуществляются в рамках национального проекта "Образование". Сбой произошел из-за нарушения сроков подготовки проекта соглашения по субсидиям между федеральным центром и регионами, а также с упразднением Рособразования и передачей его полномочий Министерству образования и науки РФ.

Многие педагоги испугались, что эти выплаты отменили вообще, и профлидерам пришлось успокаивать людей. Вологодский обком профсоюза и ряд райкомов направили телеграммы в адрес Президента, Правительства и Министерства образования и науки РФ. В них профлидеры выразили свое возмущение и заявили о недопустимости перекладывания на плечи регионов обязательств федерального центра. В ответ на наше обращение департамент государственной политики Министерства сообщил, что соглашение между ним и Правительством Вологодской области было заключено 29 апреля 2010 года, а субсидия из федерального бюджета - перечислена. В итоге вознаграждение за классное руководство стало выплачиваться в конце учебного года.

Сейчас перед "первичками" стоит задача проконтролировать, как идет погашение задолженности перед людьми, а также перерасчет заработной платы за период отпуска.

 

- Что делают профлидеры для сохранения социальных гарантий педагогам, работающим в сельской местности?

-Профлидеры делают все для того, чтобы не допустить ухудшения материального положения педагогов, работающих на селе. Мы направляли в Государственную Думу РФ телеграммы с предложением не голосовать за законопроект, ухудшающий положение сельских педагогов.

Сейчас, после принятия постановления Правительства области "О Порядке предоставления денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", проводим работу по предотвращению рисков, связанных с так называемой монетизацией льгот. Ведь этот документ заменяет прежние меры социальной поддержки денежными компенсациями расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

Мы направили в адрес Департамента труда и социального развития области обращение о недопустимости снижения социальных гарантий и льгот педагогам, работающим в сельской местности, а также школьным библиотекарям и медицинским работникам. Нам ответили, что необоснованных отказов от предоставления сельским педагогам ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения, освещения, отопления или приобретение твердого топлива не будет. Однако вопрос о предоставлении аналогичных мер поддержки библиотекарям и медицинским работникам должен быть урегулирован на уровне местного самоуправления.

Отсюда можно сделать один вывод: чтобы благие намерения осуществились на практике, над проблемой необходимо работать всем "первичкам" и райкомам отраслевого профсоюза. А чтобы отстоять права библиотекарей и медицинских работников учреждений образования, нам через органы местного самоуправления необходимо работать над созданием единого правового поля по всей области.

 

- Задачи и проблемы, перечисленные Вами выше, требуют от профлидеров активности во время обсуждения законопроектов. Какая работа ведется в этом направлении?

- Мы принимаем участие в обсуждении документов различного уровня. В адрес Центрального Совета профсоюза направили свои предложения по проекту Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также замечания и предложения к новому Порядку аттестации педагогических работников. Намерены активизировать обсуждение областного закона "О статусе педагогического работника", а также изучим нормативную базу, чтобы понять, как отразится на педагогах изменение правового положения государственных и муниципальных учреждений.

У профсоюзного актива области, как всегда, много работы. Мы будем повышать ее результативность и совершенствовать систему социального партнерства на всех уровнях!

Беседовала Полина Костромина
 
Источник: 
«Профсоюзная газета» N31 (956) 09 сентября 2010 года