Проблемы и предложения

Версия для печатиВерсия для печати

Дошкольное образование зачастую оказывается на "задворках" всей системы, которая сама по себе финансируется далеко не в полной мере. О так называемом "остаточном" принципе косвенно свидетельствует тот факт, что широкое обсуждение проблем дошкольного образования на уровне страны состоялось лишь в прошлом году - впервые за 80 лет. Тогда проблемы этой сферы были обобщены, равно как и предложения по их решению, однако к какому-то результату органы управления образованием пока так и не продвинулись.

Так на что же обращают внимание педагоги и воспитатели? Прежде всего на недостаточное число детских садиков и большую очередность, а также низкую зарплату воспитателей и нянечек. По статистике, в среднем по стране зарплата работников детских садов почти на четверть ниже, чем у их коллег из других образовательных учреждений. Но и это еще не все: педагоги говорят о том, что заработки варьируются не только по ступеням образования, но и по регионам, и сильно

зависят от бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов. Исправить такую ситуацию можно через установление на федеральном уровне базовых окладов (ставок) заработной платы по профессиональным квалификационным группам, как минимальных гарантий по оплате труда. Последние должны быть не ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Не лучше обстоят дела и с социальными гарантиями: отпуск у воспитателей короче, а норма часов за ставку - выше, чем у их коллег из групп продленного дня или школ-интернатов. Неспроста специалисты предлагают снизить продолжительность рабочего времени в дошкольных учреждениях с 36 до 30 часов в неделю, а отпуск - увеличить до 56 дней.

Педагоги также настаивают на необходимости законодательно закрепить право на обязательное повышение квалификации педагогических работников не реже одного раза в пять лет, а также разработать программы целевой переподготовки логопедов, дефектологов и медицинских сестер. Кроме того, специалисты предлагают разрешить руководителям детских садов выделять бюджетные средства (до шести процентов от фонда оплаты труда) на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также включить в перечень профессий, дающих право на досрочную пенсию, инструкторов по физической культуре и медицинских работников дошкольных образовательных учреждений.

Решение этих и других вопросов упирается в законодательство, и по части его совершенствования у специалистов тоже немало предложений. Прежде всего речь идет о разработке федеральных нормативов финансирования дошкольных образовательных учреждений, закреплении статуса учреждений дошкольного образования, разработке федерального государственного образовательного стандарта, а также разработке долгосрочной целевой программы, которая бы позволила строить новые и реконструировать старые здания детских садов - на условиях софинансирования из бюджетов всех уровней.

Специалисты настаивают на необходимости проработать вопрос о введении в детсадах" Паспорта здоровья", обязать Роспотребнадзор включать в его ежегодный доклад анализ влияния учебно-воспитательного процесса на здоровье детей   и возобновить работу федерального экспертного совета по коррекционной педагогике при Министерстве образования и науки РФ. Кроме того, педагоги предлагают изучить опыт Санкт-Петербурга и Москвы по организации на базе детских садов "Школ здоровой семьи" и разработать межведомственную программу по внедрению этого опыта в практику по всей стране. Однако чтобы успешно воплотить хотя бы часть предложений, прежде нужно повысить имидж воспитателя, поднять престиж профессии.

Делать это предполагается в том числе через всероссийские конкурсы профессионального мастерства, такие как "Воспитатель года", "Детский сад будущего", "Лучшая программа развития ДОУ". А также через нацпроект "Образование", включив в него меры, предполагающие поддержку дошкольного образования, которые помимо прочего включали бы в себя финансовое поощрение лучших учреждений и работников.

Полина Костромина
 
Источник: 
«Профсоюзная газета» №33 (958) от 23 сентября 2010 года