Нужна ли законодателям дискуссия?

Версия для печатиВерсия для печати

24-25 августа состоялось традиционное областное ав­густовское совещание педагогических работников. В этот раз его темой стала "Модернизация региональ­ной системы образования: состояние, правовое обес­печение, перспективы". Представители образователь­ных учреждений, органов власти, педагогической, ро­дительской общественности и профсоюзов обсудили третью редакцию закона "Об образовании". Споры вокруг законопроекта не утихают.

Работа двухдневного совещания была построена вокруг обсуж­дения в секциях наиболее актуальных проблем современной систе­мы образования. В первый день семинара четыре секции организо­вали свою работу на базе Вологодского института развития обра­зования и Губернаторского колледжа народных промыслов.

Темы, вынесенные на обсужде­ние в рабочих группах, звучали так: "Государственная политика в сфе­ре дошкольного образования", "Со­стояние, перспективы развития и правовое обеспечение школьного образования", "Совершенствование условий и механизмов обучения детей с ограниченными возможно­стями здоровья: состояние, норма­тивное правовое обеспечение, пер­спективы", "Профессиональное образование в условиях инноваци­онного развития экономики: пра­вовые основы и перспективы”.

Первая группа обсудила вопро­сы осуществления полномочий органами местного самоуправле­ния по дошкольному и начальному школьному образованию и воспи­танию в части организационного и материально-технического обеспе­чения, обновление финансово-эко­номических механизмов в сфере дошкольного образования, пробле­мы законодательного определения терминов дошкольного образова­ния. Наиболее важной проблемой остается правовое обеспечение этой отрасли. Обостряет её тот факт, что в новом проекте закона пред­полагается разделить источники финансирования воспитательной и образовательной программы дош­кольных учреждений и их хозяй­ственного обеспечения.

Большая часть профсоюзных активистов приняла участие в ра­боте самой многочисленной вто­рой группы. Присутствовали также начальники управлений образова­ния из городов и районов области, специалисты и руководители Де­партамента образования, предсе­датели городских и районных орга­низаций Профсоюза, сотрудники Вологодского института развития образования, Центра информати­зации и оценки качества образова­ния, представители методических служб, родительской обществен­ности. Участники группы обсудили основные изменения, внесенные в законопроект, наиболее значимые нововведения, изменения финан­сово-экономических отношений, понятие региональной оценки ка­чества общего образования, перс­пективы развития сельских школ, а также вопросы защиты прав обуча­ющихся и их родителей.

Работу этой секции "Профсо­юзной газете" прокомментировала председатель областной организа­ции Профсоюза работников народ­ного образования и науки Светла­на Павлушкова. По её словам, не­смотря на то, что профсоюзные организации различных уровней неоднократно обращали внимание законодателей на острые углы и спорные позиции в проекте закона, направляли им свои предложения, разработчики закона продолжают игнорировать целый ряд предло­жений. Таким образом, вызывает вопросы сам механизм публичного общественного обсуждения зако­нопроекта. Насколько эти предло­жения и замечания качественно обобщаются и готова ли власть прислушаться к общественному мнению?

Несмотря на все предложения профсоюзов, и в третьем проекте закона не разработаны конкрет­ные механизмы осуществления го­сударственной политики в сфере образования. По мнению профсо­юзов, на федеральном уровне дол­жны быть закреплены механизмы налоговых льгот, гарантий в оплате труда педагогов, законодательно гарантированный минимум государ­ственных средств, направляемый на отрасль образования, полномо­чия по утверждению продолжитель­ности рабочего времени педработ- ников и их квалификационных ха­рактеристик. Такой подход, по мне­нию профсоюзного лидера, зат­рудняет руководство отраслью. Светлана Вадимовна убеждена, что общие места и расплывчатые формулировки в федеральном за­коне, а также передача этих важ­ных полномочий субъектам неми­нуемо приведет к ухудшению поло­жения педагогов: регионы всегда идут по пути возможной экономии, поэтому должны быть социальные гарантии для педагогов, закреп­ленные на федеральном уровне. По мнению профсоюзных лидеров, размер базовых окладов работни­ков также должен быть утвержден на федеральном уровне, чтобы быть стартом, ниже которого регионы его установить не смогут. "В насто­ящее же время заработная плата педагогов существенно отличается не только в разных регионах, но даже в разных районах одного субъекта, что недопустимо, когда люди выполняют одно и то же государственное задание, - считает Светлана Павлушкова.

Тем удивительно отсутствие такого подхода в работе над про­ектом закона, если вспомнить, что существуют федеральные образо­вательные стандарты, и особый акцент в новом законе предполага­ется сделать на качество образова­ния, вплоть до ответственности за ущерб от некачественного образо­вания. Таком образом, существуют единые требования к понятию ка­чества образования, к праву ребен­ка получать образование, а права педагогов работать и получать до­стойную заработную плату остают­ся без внимания законодателей.

Поэтому больше всего замеча­ний у профсоюзов возникло к гла­ве, связанной со статусом педаго­гических работников. Законопро­ект не предусматривает их право на защиту профессиональной чес­ти и деловой репутации, на объек­тивное дисциплинарное расследо­вание. Обходят вниманием и осо­бенности условий труда работни­ков, оздоровление и санаторно- курортное лечение педагогов и их детей. "То есть о высоком статусе педагогических работников заяв­ляется декларативно, в проекте закона эта идея полного подтверж­дения не находит", - говорит пред­седатель обкома профсоюза.

На пленарном заседании, со­стоявшемся после обсуждения в группах, по проблемам государ­ственной политики и модерниза­ции региональной системы образо­вания выступали первый замести­тель Губернатора области Иван Поздняков, начальник Департамен­та образования области Елена Ря­бова, председатель постоянного комитета по образованию, культу­ре и здравоохранению Законода­тельного Собрания области Люд­мила Ячеистова, председатель об­ластной организации Профсоюза работников народного образова­ния и науки Светлана Павлушкова.

В своем выступлении Светлана Вадимовна говорила о социальном партнерстве как об обязательном условии модернизации образова­ния. "Без подлинного, не деклара­тивного социального партнерства все реформы в отрасли обречены на неудачу. Необходимо повышать качество общественной дискуссии, вести переговоры открыто и пря­мо, чтобы педагоги, профсоюзные активисты знали, что их мнение будет услышано и учтено", - счита­ет профлидер. Ещё одно испыта­ние для социального партнерства - это работа по повышению оплаты труда работников. При увеличении стимулирующих фондов значитель­но возрастает роль профсоюзных организаций при распределении этих средств внутри учреждений.

Во второй день совещания уча­стники обсудили итоги выполнения Регионального отраслевого Согла­шения по образовательным учреж­дениям области, а также итоги ат­тестации педагогических работни­ков в 2010-2011 годах и обсудили мероприятия, связанные с модер­низацией системы общего образо­вания в Вологодской области.

Ольга Ильина

Источник: 
«Профсоюзная газета» № 29 (1000) от 29.09.2011 г.