Первый региональный конкурс «Педагогический дебют» прошел в Вологде с 8 по 10 февраля. Участие в нем приняли 48 молодых учителей общеобразовательных учреждений области, стаж работы которых не превышает трех лет. Преподаватели самых разных предметов впервые встретились, чтобы состязаться в профессиональном мастерстве, получить новый опыт и знания.
«Педагогический дебют» проводится на всероссийском уровне с 2006 года и является частью конкурсного движения «Учитель года». Конкурс для молодых педагогов был создан по инициативе общероссийского Профсоюза народного образования и науки, инициативу поддержали МГПУ, «Учительская газета», ряд общественных организаций и Министерство образования.
На Вологодчине «Педагогический дебют» прошел впервые. Его организаторами выступили Департамент образования Вологодской области, Вологодский институт развития образования, областная организация Профсоюза работников народного образования и науки. Жюри конкурса получилось разноплановым: оценивали молодых учителей профессиональные педагоги, журналисты, чиновники, профсоюзные лидеры.
Как говорилось на открытии «Педагогического дебюта», по опыту серьёзных педагогических конкурсов, молодые учителя редко выходят в финал, им не хватает опыта. Чтобы уравнять шансы и привлечь внимание к молодым специалистам, было принято решение о проведении подобного состязания.
Молодых педагогов поприветствовали начальник Департамента образования Вологодской области Елена Рябова, председатель областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Светлана Павлушкова, председатель Комитета по физической культуре, спорту и молодежной политике Вологодской области Олег Димони, председатель жюри областного конкурса «Педагогический дебют», ректор Вологодского института развития образования Светлана Виноградова, президент региональной общественной организации «Клуб «Учитель года» Александр Мартюков.
Участники конкурса соревновались в семи номинациях: русский язык, литература, физическая культура, история, математика, информатика, предметы естественно-научного цикла, иностранный язык, учителя начальных классов.
Конкурс прошел в два этапа. В первом туре 9 февраля учителя провели открытые уроки в школе № 14 и начальной школе «Букварёнок», представили собственный анализ урока. В этот же день участники конкурса обсудили на «круглом столе» актуальные проблемы современной школы. Он предоставил возможность каждому высказаться о том, что его беспокоит. Называли традиционные для молодых педагогов проблемы: жилье, заработная плата, профессиональный рост, обеспеченность оборудованием для федеральных образовательных стандартов. К концу разговора участники «круглого стола» пришли к выводу, что в области необходимо создать Совет молодых педагогов — организацию, которая поможет им объединиться, обсудить проблемы и инициировать их решение. Вместе с департаментом образования областная организация Профсоюза работников народного образования и науки обсудит, как воплотить эту идею в жизнь.
Во второй конкурсный день, 10 февраля, были объявлены 12 лауреатов конкурса — победителей первого тура. Чуть позже им предстояло пройти еще один этап состязания — провести презентацию проекта «Моя инициатива в образовании». Жюри оценивало актуальность, инновационность и реалистичность работ.
Проекты демонстрировали взгляд молодых педагогов на то, как можно решить актуальные для их школы, района проблемы. Каждый из проектов был по-своему интересен, тем более что подходы и идеи они представили самые разные.
Проект вологжанки Ирины Жук был посвящен созданию в микрорайоне ПЗ образовательного центра «Подшипник» путем объединения двух школ. Тема проекта, актуальная для всего педагогического коллектива её школы, помогла ей разработать детальную, полную конкретики программу, которую жюри оценило по достоинству.
Проект Антона Муромцева из Череповца был посвящен созданию системы «школа-вуз», проведению олимпиад, научно-практических конференций с привлечением сети Интернет. Дарья Брынина из Грязовецкого района представила программу профориентационной работы со старшеклассниками, цель которой ориентировать их на возвращение в село после обучения в вузах. Екатерина Зайцева рассказала о проекте социализации, вовлечения детей-инвалидов в жизнь школы.
Лидия Нутрихина из Череповца представила свое видение того, как организовать интересные и полезные перемены для детей в школе.
Кроме двух этапов конкурсных испытаний, победа зависела и от заочного конкурса творческих работ - в конце 2011 года конкурсанты писали эссе на тему «Новая школа глазами молодого педагога».
Пятерка лучших учителей и абсолютный победитель конкурса были объявлены на церемонии закрытия в школе искусств «Созвучие».
Конкурсантов поздравил заместитель Губернатора Вологодской области Иван Поздняков. «Этот конкурс стал для нас очень значительным событием, потому что вы привнесли сюда неповторимую энергетику молодости и педагогического призвания, - отметил Иван Анатольевич. - Люди ждут прихода талантливой молодежи в школы, и вы эти ожидания оправдали, доказали, что есть энергичные, преданные своей профессии молодые люди». Он также отметил, что власть понимает: она в долгу перед молодыми учителями. И сейчас самое время, чтобы сделать профессию педагога престижной и привлекательной для молодежи. «У нас почему-то в последние годы эталоном успешного человека был человек из бизнеса — это чудовищная деформация образа российского человека. Это должен быть прежде всего думающий, интеллектуально богатый человек, ответственный гражданин. Вы - именно такие. Спасибо вам», - поблагодарил участников конкурса Иван Поздняков.
Абсолютным победителем регионального конкурса стала учитель английского языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №26» г. Вологды Ирина Жук.
Выпускница архангельского педагогического университета призналась, что она не ожидала такого успеха: «Победа стала для меня полной неожиданностью. Ведь это первый для меня конкурс такого масштаба. Все дни я была на огромном творческом подъеме. И теперь я поверила в себя как в педагога», — призналась Ирина. Теперь Ирина Жук будет представлять Вологодскую область на Всероссийском этапе конкурса «Педагогический дебют».
В пятерку победителей также вошла Екатерина Зайцева — учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8». Екатерина Александровна была отмечена специальным призом Вологодского института развития образования за лучший урок, который она продемонстрировала компетентному жюри.
Звание лауреата конкурса получила Олеся Цветкова — учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11». Олеся Олеговна получила диплом жюри за лучшее эссе, раскрывающее её педагогическое кредо.
В число 12 финалистов конкурса вошел Алексей Лутак - учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», который стал победителем в номинации и получил специальный приз Вологодской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Вручая приз, председатель областной организации профсоюза Светлана Павлушкова отметила проект Алексея, который был посвящен проблеме привлечения мужчин в профессию. «Для профсоюзов эта тема очень важна с точки зрения развития кадрового потенциала отрасли. Хотелось бы пожелать Алексею Васильевичу, чтобы он не разочаровался в профессии и оставался верен ей», - поздравила его Светлана Павлушкова.
Специальным призом — символом клуба «Учитель года» был отмечен самый юный участник - Данил Пушкин, педагог МОУ ДЮЦ «Детско-юношеский центр «Единство», который является студентом Вологодского государственного педагогического университета.
По мнению призёров и лауреатов, конкурс оказался очень полезен благодаря знакомству с известными педагогами области, рекомендациям по ведению уроков и опыту коллег.
Своими впечатлениями о конкурсе поделилась член жюри, председатель областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Светлана Павлушкова. «Этот конкурс интересен и важен тем, что его участники — это молодые педагоги, которые только осваивают профессию. За первые три года работы в школе они проходят путь становления и делают выводы о том, ту ли профессию они выбрали, нужно ли продолжать в ней работать, профессионально расти или оставить её. Многие молодые люди именно в эти три года сталкиваются с большим количеством трудностей, не видят путей профессионального развития и остывают к своей профессии. А когда в этот период, когда им трудно, но интересно, они встречаются с такими же молодыми, ищущими чего-то неожиданного и нестандартного, то у них возникает желание в эту профессию еще больше погрузиться», - считает Светлана Вадимовна. По её словам, участники конкурса смело заявили о себе, преодолели множество стереотипов. Конкурс, убеждена Светлана Павлушкова, еще раз показал: необходимо решать проблемы молодых педагогов, чтобы их, прогрессивных и дерзких, появлялось в школах как можно больше.
Ксения Тряпина