Дебют удался

Версия для печатиВерсия для печати

Первый региональ­ный конкурс «Педа­гогический дебют» прошел в Вологде с 8 по 10 февраля. Участие в нем при­няли 48 молодых учителей общеобра­зовательных учреж­дений области, стаж работы которых не превышает трех лет. Преподавате­ли самых разных предметов впервые встретились, что­бы состязаться в профессиональном мастерстве, полу­чить новый опыт и знания.

«Педагогический дебют» проводится на всероссийском уровне с 2006 года и является частью конкурсного движения «Учитель года». Конкурс для молодых педагогов был создан по инициативе общероссийско­го Профсоюза народного об­разования и науки, инициативу поддержали МГПУ, «Учитель­ская газета», ряд общественных организаций и Министерство образования.

На Вологодчине «Педагоги­ческий дебют» прошел впервые. Его организаторами выступили Департамент образования Воло­годской области, Вологодский институт развития образования, областная организация Проф­союза работников народного образования и науки. Жюри конкурса получилось разно­плановым: оценивали молодых учителей профессиональные пе­дагоги, журналисты, чиновники, профсоюзные лидеры.

Как говорилось на открытии «Педагогического дебюта», по опыту серьёзных педагогичес­ких конкурсов, молодые учите­ля редко выходят в финал, им не хватает опыта. Чтобы уравнять шансы и привлечь внимание к молодым специалистам, было принято решение о проведении подобного состязания.

Молодых педагогов попри­ветствовали начальник Департа­мента образования Вологодской области Елена Рябова, предсе­датель областной организации Профсоюза работников народ­ного образования и науки РФ Светлана Павлушкова, предсе­датель Комитета по физической культуре, спорту и молодежной политике Вологодской облас­ти Олег Димони, председатель жюри областного конкурса «Педагогический дебют», рек­тор Вологодского института развития образования Светлана Виноградова, президент реги­ональной общественной орга­низации «Клуб «Учитель года» Александр Мартюков.

Участники конкурса сорев­новались в семи номинациях: русский язык, литература, фи­зическая культура, история, математика, информатика, предметы естественно-научного цикла, иностранный язык, учи­теля начальных классов.

Конкурс прошел в два этапа. В первом туре 9 февраля учи­теля провели открытые уроки в школе № 14 и начальной школе «Букварёнок», представили собс­твенный анализ урока. В этот же день участники конкурса обсуди­ли на «круглом столе» актуальные проблемы современной школы. Он предоставил возможность каждо­му высказаться о том, что его бес­покоит. Называли традиционные для молодых педагогов проблемы: жилье, заработная плата, профес­сиональный рост, обеспеченность оборудованием для федеральных образовательных стандартов. К концу разговора участники «круг­лого стола» пришли к выводу, что в области необходимо создать Совет молодых педагогов — орга­низацию, которая поможет им объ­единиться, обсудить проблемы и инициировать их решение. Вместе с департаментом образования об­ластная организация Профсоюза работников народного образова­ния и науки обсудит, как воплотить эту идею в жизнь.

Во второй конкурсный день, 10 февраля, были объявлены 12 лауреатов конкурса — победите­лей первого тура. Чуть позже им предстояло пройти еще один этап состязания — провести презента­цию проекта «Моя инициатива в образовании». Жюри оценивало актуальность, инновационность и реалистичность работ.

Проекты демонстрировали взгляд молодых педагогов на то, как можно решить актуальные для их школы, района проблемы. Каж­дый из проектов был по-своему интересен, тем более что подходы и идеи они представили самые раз­ные.

Проект вологжанки Ирины Жук был посвящен созданию в мик­рорайоне ПЗ образовательного центра «Подшипник» путем объ­единения двух школ. Тема проекта, актуальная для всего педагогичес­кого коллектива её школы, помогла ей разработать детальную, полную конкретики программу, которую жюри оценило по достоинству.

Проект Антона Муромцева из Череповца был посвящен созданию системы «школа-вуз», проведению олимпиад, научно-практических конференций с привлечением сети Интернет. Дарья Брынина из Грязовецкого района представила программу профориентационной работы со старшеклассниками, цель которой ориентировать их на возвращение в село после обу­чения в вузах. Екатерина Зайцева рассказала о проекте социализа­ции, вовлечения детей-инвалидов в жизнь школы.

Лидия Нутрихина из Череповца представила свое видение того, как организовать интересные и полез­ные перемены для детей в школе.

Кроме двух этапов конкурсных испытаний, победа зависела и от за­очного конкурса творческих работ - в конце 2011 года конкурсанты писали эссе на тему «Новая школа глазами молодого педагога».

Пятерка лучших учителей и абсо­лютный победитель конкурса были объявлены на церемонии закрытия в школе искусств «Созвучие».

Конкурсантов поздравил замес­титель Губернатора Вологодской области Иван Поздняков. «Этот конкурс стал для нас очень зна­чительным событием, потому что вы привнесли сюда неповторимую энергетику молодости и педагоги­ческого призвания, - отметил Иван Анатольевич. - Люди ждут прихо­да талантливой молодежи в шко­лы, и вы эти ожидания оправдали, доказали, что есть энергичные, преданные своей профессии мо­лодые люди». Он также отметил, что власть понимает: она в долгу перед молодыми учителями. И сей­час самое время, чтобы сделать профессию педагога престижной и привлекательной для молоде­жи. «У нас почему-то в последние годы эталоном успешного челове­ка был человек из бизнеса — это чудовищная деформация образа российского человека. Это должен быть прежде всего думающий, ин­теллектуально богатый человек, ответственный гражданин. Вы - именно такие. Спасибо вам», - поблагодарил участников конкурса Иван Поздняков.

Абсолютным победителем реги­онального конкурса стала учитель английского языка МОУ «Сред­няя общеобразовательная школа №26» г. Вологды Ирина Жук.

Выпускница архангельского педагогического университета призналась, что она не ожидала такого успеха: «Победа стала для меня полной неожиданностью. Ведь это первый для меня конкурс такого масштаба. Все дни я была на огромном творческом подъеме. И теперь я поверила в себя как в педагога», — призналась Ирина. Теперь Ирина Жук будет представ­лять Вологодскую область на Все­российском этапе конкурса «Педа­гогический дебют».

В пятерку победителей также вошла Екатерина Зайцева — учи­тель МОУ «Средняя общеобразо­вательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8». Екатерина Александровна была отмечена специальным при­зом Вологодского института раз­вития образования за лучший урок, который она продемонстрировала компетентному жюри.

Звание лауреата конкурса по­лучила Олеся Цветкова — учитель МОУ «Средняя общеобразователь­ная школа №11». Олеся Олеговна получила диплом жюри за лучшее эссе, раскрывающее её педагоги­ческое кредо.

В число 12 финалистов конкур­са вошел Алексей Лутак - учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», который стал победителем в номи­нации и получил специальный приз Вологодской областной органи­зации Профсоюза работников на­родного образования и науки РФ. Вручая приз, председатель област­ной организации профсоюза Свет­лана Павлушкова отметила проект Алексея, который был посвящен проблеме привлечения мужчин в профессию. «Для профсоюзов эта тема очень важна с точки зрения развития кадрового потенциала отрасли. Хотелось бы пожелать Алексею Васильевичу, чтобы он не разочаровался в профессии и оста­вался верен ей», - поздравила его Светлана Павлушкова.

Специальным призом — сим­волом клуба «Учитель года» был отмечен самый юный участник - Данил Пушкин, педагог МОУ ДЮЦ «Детско-юношеский центр «Единство», который является студентом Вологодского госу­дарственного педагогического университета.

По мнению призёров и лау­реатов, конкурс оказался очень полезен благодаря знакомству с известными педагогами об­ласти, рекомендациям по веде­нию уроков и опыту коллег.

Своими впечатлениями о кон­курсе поделилась член жюри, председатель областной орга­низации Профсоюза работников народного образования и науки Светлана Павлушкова. «Этот конкурс интересен и важен тем, что его участники — это молодые педагоги, которые только осваи­вают профессию. За первые три года работы в школе они прохо­дят путь становления и делают выводы о том, ту ли профессию они выбрали, нужно ли продол­жать в ней работать, професси­онально расти или оставить её. Многие молодые люди именно в эти три года сталкиваются с большим количеством трудно­стей, не видят путей профессио­нального развития и остывают к своей профессии. А когда в этот период, когда им трудно, но инте­ресно, они встречаются с такими же молодыми, ищущими чего-то неожиданного и нестандартно­го, то у них возникает желание в эту профессию еще больше погрузиться», - считает Светлана Вадимовна. По её словам, учас­тники конкурса смело заявили о себе, преодолели множество стереотипов. Конкурс, убеждена Светлана Павлушкова, еще раз показал: необходимо решать проблемы молодых педагогов, чтобы их, прогрессивных и де­рзких, появлялось в школах как можно больше.

Ксения Тряпина

Источник: 
«Профсоюзная газета» № 5 от 16 февраля 2012 года